Певческий мост
Россия, 1910-е годы. Бумага, автолитография. 18 Х 26 см. Монограмма слева внизу
Остроумова-Лебедева Анна Петровна - русский и советский художник, график, выдающийся мастер гравюры. Родилась в Петербурге в семье видного чиновника Синода. В 14 лет начала серьезно заниматься рисованием, посещала вечерние рисовальные классы при училище барона Штиглица, в 1889 г. поступила в училище и начала занятия в гравюрной мастерской В. В. Матэ, однако через 2 месяца покинула ее и перешла в общий живописный класс. В 1892 г., с открытием дверей Академии для женщин, поступила в Академию художеств, занималась у И. Е. Репина, П. П. Чистякова и у В. В. Матэ. В 1898 г. отправилась в Париж, где училась у Ф. Коларосси и Дж. Уистлера.
Экспериментируя в области ксилографии, начала использовать цвет и печать с нескольких досок. Возрождение цветной ксилографии считала делом своей жизни.
В 1900 г. вступила в «Мир искусства», а в 1901 г. сделала по заказу С. П. Дягилевапервую петербургскую серию из 10 гравюрных видов. Работала во всех жанрах рисунка и живописи — в натюрморте, портрете, сюжетной сцене, но основной массив созданных ею эстампов посвящен городскому пейзажу — по преимуществу видам Петербурга.
Много путешествовала по Европе, посещала Италию (1903, 1906), Францию (1906), Германию (1911), Голландию (1913), Бельгию (1913), Испанию (1913). Работала как книжный график и иллюстратор. Сотрудничала с журналом «Жупел» (1905), оформляла книги В. Я. Курбатова «Петербург» (1912) и Н. П. Анцифарова «Душа Петербурга» (1920). После революции 1917 г. была членом экспертной комиссии Наркомпроса. Преподавала в Высшем институте фотографии и фототехники.
В 1924 г. вошла в объединение «Четыре искусства». Создала альбом литографий «Петербург», цикл гравюр на дереве «Павловск». Преподавала в Ленинградском институте живописи, архитектуры и скульптуры (с 1934). Во время блокады Ленинграда оставалась в городе. Скончалась в Ленинграде в 1955 году.