Рисунок "Святочное гадание"
Россия, 1880-е годы. Бумага, акварель, тушь. 21,2 Х 15,2 см. Подпись справа внизу
На рисунке изображен сюжет, к которому Пимоненко в своем творчестве неоднократно обращался. Известно о 6 вариантах картины «Святочные гадания». По имеющимся данным (монография Я. Затенацкого «Николай Корнилиевич Пимоненко. Жизнь и творчество»), оригинал имел размеры 110х76.5, в 1888 году выставлялся в Петербургской академии художеств и на передвижных выставках в Киеве и Казани, а потом был приобретен Академией художеств для Государственного Русского музея в Петербурге. Там он находится и сейчас. Остальные, – с тем же названием из коллекций Национального художественного музея Украины, Полтавского областного художественного музея, частной коллекции киевского коллекционера, Красноярского художественного музея им. В. И. Сурикова, а также картина под названием «Гадание» из коллекции Харьковского художественного музея, – можно считать авторскими повторениями. Они имеют разные размеры, но полностью идентичную композицию и одинаковый колорит (только харьковская работа имеет заметные цветовые особенности). Отличаются в них лишь некоторые мелкие детали, которые заметны при внимательном и тщательном сравнении. Все шесть работ датируются 1888 годом. Такое количество авторских повторений можно объяснить большой популярностью и востребованностью картины
Пимоненко Николай Корнильевич (1862 - 1912 гг.). Выдающийся русско-украинский живописец и рисовальщик. Жанрист, портретист. Учился в Киевской рисовальной школе Н.И. Мурашко (1876-1882) и, с 1882 по 1884 г. - в Академии художеств, которую по состоянию здоровья покинул. С 1895 г. - член Товарищества южнорусских художников. С 1893 - экспонент, с 1899 - член Товарищества передвижных художественных выставок. С 1904 г. - академик. С 1909 г. - член Общества мюнхенских художников и Парижского интернационального союза искусства и литературы. Получившая в 1909 году международную премию картина "Гопак" была приобретена Лувром. В 1913 году в Императорской Академии художеств состоялась его посмертная выставка. Многие работы Пимоненко, находившиеся в музеях и частных собраниях, исчезли во время Великой Отечественной войны. Ныне его произведения имеются в ряде музеев Украины, а также в ГТГ, ГРМ, музеях Волгограда, Воронежа, Костромы, Краснодара, Курска, Новочеркасска, Орла, Рыбинска и др. В 2012-2013 годах в Национальном музее Украины демонстрировалась выставка, посвященная 150-летию мастера.