Скульптурный бюст «М.Ю. Лермонтов»
СССР, 2-я пол. XX в.
По модели скульптора А.С. Голубкиной (1864–1927 гг.)
Бронза, литье, патина.
Размеры (ДхШхВ): 37х60х62 см.
Сохранность: незначительные окислы, пятно краски на волосах.
Анна Семёновна Голубкина (1864–1927) — первая женщина-скульптор в русской истории
Анна Голубкина — выдающийся русский и советский скульптор. Её имя стоит рядом с крупнейшими мастерами пластики первой трети XX века. Она была одной из первых женщин, достигших признания в этой области. Кроме того, Голубкина стала членом-учредителем объединения «Мир искусства», а также участвовала в деятельности Московского общества любителей художеств и Московского товарищества художников.
Начало пути
Анна родилась 16 (28) января 1864 года в Зарайске Рязанской губернии (ныне — Московская область). Она происходила из зажиточной мещанской семьи старообрядцев. Благодаря этому получила устойчивую поддержку в детстве, хотя её отец умер, когда ей было всего два года.
В возрасте 25 лет она решилась на переезд в Москву. Сначала поступила в Классы изящных искусств Анатолия Гунста (1889–1890). Именно там её талант заметил известный скульптор Сергей Волнухин. Вскоре Голубкина начала учёбу в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в мастерской С. И. Иванова.
Образование в России и за границей
В 1894 году Голубкина продолжила учёбу в Высшем художественном училище при Академии художеств в Петербурге. Её наставником стал В. А. Беклемишев. Затем, начиная с 1895 года, она неоднократно выезжала в Париж.
Там она занималась в Академии Коларосси, открыла собственную мастерскую и изучала мрамор. Кроме того, она посетила Лондон и активно изучала экспозиции британских музеев. С 1897 года Анна получала творческие консультации у Огюста Родена.
Благодаря этим поездкам она обрела новый пластический язык. В частности, именно в этот период появились её первые значимые работы — «Старость» и «Портрет биолога Бальбиани». За «Старость» она была удостоена бронзовой медали Парижского салона в 1899 году.
Возвращение в Москву и расцвет
Вернувшись в Россию в 1899 году, Голубкина продолжила активную творческую деятельность. Уже в 1902–1903 годах она создала знаменитый горельеф «Пловец» (также известный как «Море житейское») — украшение фасада Московского Художественного театра.
В дальнейшем она создала целую галерею выразительных портретов. Среди них — Лев Толстой, Андрей Белый, Карл Маркс, а также Фёдор Шаляпин. Кроме того, Голубкина работала над камерной пластикой. Например: «Туман», «Лисичка», «Берёза» — работы, в которых чувствуется лирика, внутренняя жизнь и глубина формы.
Педагогика и публицистика
Голубкина не только творила, но и активно преподавала. С 1918 года она работала во Вторых свободных государственных художественных мастерских, а затем — во ВХУТЕМАСе. Там она воспитала новое поколение скульпторов.
Кроме того, в 1922–1923 годах она написала книгу «Несколько слов о ремесле скульптора», где изложила свои взгляды на природу художественного труда и роль мастера.
Наследие
Анна Семёновна умерла в Зарайске в 1927 году. Уже в 1932 году в Москве была открыта её мастерская-музей — первая в СССР. Кроме того, в Зарайске действует мемориальный музей в её родовом доме.
Работы Голубкиной находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, музее Орсе и других известных коллекциях. Её вклад стоит в одном ряду с творчеством Сергея Конёнкова, Александра Матвеева, Степана Эрьзи и Веры Мухиной.