Лот №403

Плакат "Баба тоже не чурбан - может взять аэроплан"

Моор Д.С. (1883–1946)
Плакат "Баба тоже не чурбан - может взять аэроплан"

Москва: Литография Т-ва И.Д.Сытина, 1914 год. Бумага, цветная литография. 41 Х 56,5 см. Утрата слева и справа, реставрация.

Текст на плакате: «На русской границе опустился неприятельский аэроплан, в котором находилось несколько австрийских летчиков-офицеров. Увидев это, к аэроплану бросились наши бабы, работавшие в соседних полях. Кто с вилами, кто с граблями бросились они на австрийцев и храбро ударили в атаку. Напрасно угрожали австрийцы револьверами, даже произвели несколько выстрелов: храбрые бабы этого нисколько не устрашились, а продолжали наступать и, наконец, осилили неприятеля, задержали его, а сами за это время отрядили одну из баб за помощью. Скоро прискакали стражники и арестовали неприятеля»

Эстимейт:
15,000 — 25,000
Категория:
Плакат

Дмитрий Моор - выдающийся русский и советский художник-график, иллюстратор, педагог. Член СХ СССР. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1932). Автор многочисленных агитационных антирелигиозных плакатов, карикатур и сатирических рисунков.

Родился в Новочеркасске, позже переехал в  Москву. Систематического художественного образования не получил; в 1910 посещал школу-студию П. И. Келина. Первоначально работал в Мамонтовской типографии. С 1907 года публиковал в печати свои политические и антибуржуазные карикатуры в различных журналах, сотрудничал с многими издательствами Москвы.

В период работы в московском журнале «Будильник» Дмитрий Орлов принял псевдоним Моор, так как характер главного героя шиллеровских «Разбойников» Карла Моора соответствовал творческому темпераменту мастера, страстного и последовательного в своем «романтически неистовом» стремлении к искусству, политически злободневному, активно воздействующему на зрителя.

К 1917 году Моор был сложившимся мастером сатирического рисунка, стремившимся служить своим искусством делу пролетарской революции. Со страстью и без колебаний выбрал для себя путь художника-агитатора, один из первых стал расписывать агитпоезда.

До революции и в самом начале 1920-х годов, как и молодого Маяковского, Моора привлекало кино своей максимальной доходчивостью и заложенными в нем потенциальными возможностями большого искусства. Опыт, полученный художником при создании киноплакатов, впоследствии помог ему в работе над плакатом агитационным.

Дмитрий Моор стал одним из основоположников советского политического плаката, стоял у истоков этого нового революционного искусства. После Октябрьской революции, в годы гражданской войны создал всемирно известные, полные экспрессии агитационные плакаты: «Торжественное обещание», «Петрограда не отдадим», «Кто против Советов» (все –1919); «Ты записался добровольцем?», «Врангель ещё жив, добей его без пощады!», «Слава победителю красноармейцу!», «Все, что ты дашь, перешьется для Красной Армии», «Накануне всемирной революции!», «Чортова кукла», «Врангель еще жив, добей его без пощады!», «Накануне всемирной революции!», «Труд» (все –1920); «Рождество», «Помоги!» (оба –1921); «С земными царями разделались, принимаемся за небесных» (1922), «Я безбожник» (1924), «Руки прочь!!!» (1929) и многие другие.

Сатира Моора часто направлялась на религию, Белое движение, Антанту и буржуазный строй. Издевательские плакаты Моора расклеивались на входах в храмы, высмеивали Бога, священников и православных, призывали к конфискации церковных ценностей в пользу государства и голодающих.

Антирелигиозные рисунки Орлова многократно публиковались в журналах: «Будильник», «Безбожник у станка», «У станка», «Даешь», «Крокодил», в газете «Правда» и пользовались большой известностью за границей. Дмитрий Моор автор иллюстраций к «Библии для верующих и неверующих» Е. Ярославского, поэмы «Хорошо» В. Маяковского (1940).

Д. Моор активно вел педагогическую деятельность, преподавал в московском Вхутемасе-Вхутеине и в Московском полиграфическом институте (1922–1932), в Институте имени В. И. Сурикова (1939–1943). Воспитал ряд известных плакатистов: П. Я. Караченцов, А. М. Каневский, А. В. Кокорин, Кукрыниксы, Ф. П. Решетников, Б. И. Пророков, В. Н. Горяев, К. К. Урбетис. С Петром Караченцовым совместно выполнил несколько плакатов, один из них – «Тянет поп к прежнему, – да где ж ему!» (1939).

Борис Иванович Пророков так вспоминал о своем учителе – «Моор любил молодежь, и так же горячо молодежь любила Моора. Он был страстным учителем, и начинающие художники тянулись к нему, как молодые побеги к теплу… Моор настойчиво и щедро отдавал молодым художникам все то, чем так богат был сам, что накопил огромным опытом и упорным трудом».

В 1930-х годах продолжал активную работу в плакате; в это время манера художника несколько меняется в сторону упрощения и уплощения, Моор отказывается от объёмов и лишних деталей. Предметы и фигуры становятся предельно лаконичными по форме; художник часто крупные пятна решает одним тоном и цветом, порой полностью отказавшись от полутонов, что приводит к усилению монументальности и как следствию выразительности («Черные вороны готовят разбойничий набег на С.С.С.Р. Пролетарий – будь на чеку!» 1930, «Против класса эксплоататоров. Пролетарии всех стран соединяйтесь» 1931, «Дела Испанские» 1931). Несколько работ выполнил со своими учениками К. Урбетисом («Те, которые пытаются напасть на нашу страну, – получат сокрушительный отпор» 1936) и П. Караченцовым, которым всячески оказывал творческую помощь и даже покровительство во время притеснений последнего.

В годы Великой Отечественной войны рисовал плакаты, обличающие варварство и жестокость нацистских оккупантов, выполнил ряд выдающихся работ («Ты чем помог фронту?» 1941, «Зверь ранен. Добьем фашисткого зверя!» 1943).

В 1941 и 1945 году создал серию плакатов показывающих в неприглядном и жалком виде верхушку третьего рейха: «Все на «Г»» (1941), «Он этого не любит», «Школа Геббельса», «Людоед Гитлер» (все 1945). В них Д. Моор выступает беспощадным судьёй в изображении зверств фашистских лидеров – Гитлера, Геббельса, Геринга, Гиммлера.

Вместе с тем, в других произведениях этих лет, проникнутых национально-патриотической романтикой, преобладают мажорные, радостные настроения. Последними крупными работами художника стали циклы иллюстраций к «Слову о полку Игореве» (1944) и поэме «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина (1944–1945). Самобытное, полное суровой гражданственности творчество Дмитрия Моора оставило яркий след в советском искусстве. В 1967 году в Москве вышла автобиографическая книга «Я – большевик».

Работы Д. С. Моора находятся в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, Российской государственной библиотеке (РГБ), Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге, Музее современной истории России (ГЦМСИР), Центральном музее Вооруженных Сил, Историко-мемориальном музее «Смольный», других музеях и частных коллекциях России, Великобритании, Германии, Испании, Португалии, США, Франции

Задать вопрос по лоту
Другие лоты этого аукциона
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!