Изображение публикуется в информационных целях и не является рекламным продуктом. Копирование и использование в коммерческих целях запрещено. Защищено авторским правом.
Бюст Льва Николаевича Толстого
Франция, Париж, литейный завод Вальсуани, первая четверть ХХ в.
Бронза, литье (по утраченной восковой модели)
Клейма: «Troubetzkoy…1899»; «СERE C.VALSUAN. PERDUE»
38,0Х25,0Х27,0 СМ
Сохранность: потертости, окислы
Павел (Паоло) Петрович Трубецкой (1866–1938) — скульптор, живописец и график. Его творчество стало ярким примером пластического импрессионизма начала XX века. Художник объединил русскую и европейскую традиции, став заметной фигурой в истории мирового искусства.
Происхождение и образование
Трубецкой родился 15 февраля 1866 года в Интре, недалеко от Вербании (Италия). Его отец — князь Пётр Трубецкой, мать — американка Луиза Лайон, одарённая пианистка. С ранних лет Павел проявлял интерес к искусству. Первые уроки он получил у живописца Даниэле Ранцони. Хотя формального художественного образования у него не было, в 1884 году он открыл собственную мастерскую в Милане.
Россия: творчество и признание
В 1897 году художник переехал в Москву. Он преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества. В то же время активно участвовал в выставках и был связан с группой «Мир искусства». Его творчество находилось в русле новых художественных тенденций того времени.
Особую известность Трубецкому принес памятник Александру III. Скульптура была установлена в Санкт-Петербурге в 1909 году. Её массивная и экспрессивная форма вызвала споры, однако со временем работа признана одним из знаковых примеров монументального импрессионизма.
Международная карьера
Трубецкой получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Это событие открыло ему путь к международному признанию. Его работы выставлялись в Париже, Берлине, Вене. С 1914 по 1920 год он жил в США, где продолжал творить и преподавать. После Первой мировой войны вернулся в Италию и жил на вилле в Вербании до конца жизни.
Стиль и подход
Художник стал одним из родоначальников «импрессионизма в бронзе». Его скульптуры живые, выразительные, с динамичной формой. Он работал как с камерными бюстами (например, Лев Толстой, Исаак Левитан), так и с монументальными композициями. Кроме того, создавал жанровые сценки и конные фигуры.
Наследие
Произведения Трубецкого находятся в крупнейших музеях мира. Среди них — Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, ГМИИ имени Пушкина, музеи в Париже, Милане, Сан-Франциско. Павел Трубецкой стал символом перехода от академической скульптуры к живой, эмоциональной пластике. Его искусство остаётся актуальным и сегодня.