Девушка с подсолнухом (Крестьянка из села Триполье Киевской губернии)
Россия, 1874 год. Холст, масло. 41 х 29,5 см. Подпись и дата слева внизу.
Оформлена в старинную раму. Прорывы холста
Экспертное заключение ЦХЭ им. Репина (эксперт Горячева Т.П., 2023 год)
Работа написана по материалам из поездки по Киевской губернии, совершенной Максимовым совместно с В.М. Васнецовым в 1871 году. Большое количество работ, привезенных художником из этой поездки, к сожалению, погибли в пожаре. Однако в фондах графики Государственного Русского музея хранятся сделанные художником в Триполье рисунки. Представленная картина имеет несомненное художественное и музейное значение.
Максимов Василий Максимович (1844-1911) - Живописец, график. Сын государственного крестьянина. Воспитывался в монастыре в Старой Ладоге. Первоначальные художественные навыки приобрел в иконописных мастерских В. М. Пошехонова и К. А. Ярыгина в Петербурге (1855–1862), одновременно посещал рисовальную школу при Технологическом институте. Учился в ИАХ (1863–1866) в классе исторической живописи у Ф. А. Бруни, Т. А. Неффа, А. Т. Маркова, П. М. Шамшина. Был награжден малыми серебряными медалями за этюд с натуры (1864) и рисунок (1864), большой серебряной медалью (1866), малой золотой медалью Виже-Лебрен «за экспрессию» в картине «Больное дитя (Деревенская сцена)» (1864). Отказавшись участвовать в конкурсе на большую золотую медаль, вышел из ИАХ со званием классного художника 3-й степени. В том же году поселился в деревне Шубино Тверской губернии в имении Голенищевых-Кутузовых на правах домашнего учителя. В 1870 за картины «Бабушкины сказки», «Мечта о будущем», «Сборы на гулянье» и этюд «Старуха» получил звание классного художника 1-й степени. В 1878 за картины «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», «Семейный раздел» удостоен звания академика.
Жил в Петербурге, деревнях Чернавино и Любше Санкт-Петербургской губернии. Неоднократно путешествовал по России; побывал на Урале (1871, вместе с В. М. Васнецовым), Волге (1866, 1881–1896). В годы учебы состоял членом художественной артели П. А. Крестоносцева в Петербурге (1864–1865). Работал как жанрист, пейзажист, портретист. Занимался резьбой по дереву, офортом; Д. А. Ровинским в «Подробном словаре русских граверов XVI — XIX веков». (СПб., 1896) описано девять жанровых офортов Максимова. В 1890-х написал цикл пейзажей окрестностей Михайловского, связанных с жизнью А. С. Пушкина.
С 1868 — участник выставок (Общества поощрения художников). Экспонировал работы на академических выставках (1870–1881, с перерывами), Всемирных выставках в Париже (1878, 1900), Всероссийской сельскохозяйственной и промышленной выставке в Нижнем Новгороде (1896). Член (с 1872) и экспонент ТПХВ (1872–1911).
Произведения Максимова находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, картинных галереях и художественных музеях Вологды, Новгорода, Иркутска, Воронежа, Барнаула, Кирова, Омска, Перми, Рязани, Таганрога, Севастополя, Челябинска, Одессы, Николаева, Львова, Луганска, Полтавы, Минска и других.