Черновик речи "Моим землякам" [Автограф], написанной к открытию персональной выставки скульптора в Смоленске в 1958 году
СССР, 1958 год. 2 листа, на одном из которых стоит подпись Коненкова С.Т.
Коненков Сергей Тимофеевич (1874 - 1971 гг.). Народный Художник СССР (1958), Герой Соц. Труда (1964), лауреат Государственной премии (1956). Создал около полутора тысяч работ, большое количество портретов, отличающихся психологической проникновенностью и совершенством пластич. решений (“Никос Белоянис”, “М. П. Мусоргский”, “Автопортрет” и др.), а также ряд станковых и монументальных композиций, в том числе “Самсон”, изваял много произведений, связанных с народной сказкой и русским эпосом. Вся жизнь и неутомимая творческая деятельность Коненкова неразрывно связана со Смоленским краем. В 1970 в Смоленске создан музей скульптуры Коненкова, основу которого составили безвозмездно переданные городу 40 его работ. Почетный гражданин Смоленска (1964). Именем Коненкова названа улица в Смоленске и установлена копия его знаменитого “Автопортрета”.
Отрывки из обращения С.Т.Коненкова «На моей выставке в Смоленске представлено всего 40 работ. Но эта небольшая по объему выставка для меня особенно значима, так как устроена она на дорогой и родной мне смоленской земле. Именно здесь, среди милой моему сердцу среднерусской природы, я ощутил в себе непоборимое стремление сделать доброе людям, послужить родному искусству. Я никогда не стал бы художником-скульптором, если бы с детства не полюбились мне шум леса, журчание родников, чудесная Десна, раздольные и душевные русские народные сказки и песни. И даже теперь, живя в Москве, я часто во снах вижу курганы над Десной и улицы Рославля, где впервые увидел я каменные здания и услыхал гудок паровоза, где жадно, учась в гимназии, овладевал знаниями. Прими мой поклон, родная земля, давшая мне возможность мыслить, творить, дерзать! Мне хочется передать самый сердечный привет всем моим землякам, которые трудятся сейчас в родной деревне Караковичи и в любимом городе Рославле. Первую свою награду – Большую серебряную медаль – я получил за скульптуру «Камнебоец», которую исполнил в начале своего творческого пути, когда мне шел 23-й год. Над этой статуей я работал все лето в деревне Караковичи, на глазах односельчан. Моей мастерской был тогда простой сарай с разобранной крышей, а моим натурщиком был замечательный русский человек Иван Михайлович Куприн. За свою жизнь он полностью испил горькую чашу нужды; безземельный крестьянин, он добывал себе пропитание, работая то на шахтах, то на земляных работах. Он дробил камни на Московско-Варшавском шоссе. Тяжелый подневольный труд не сломил волю и достоинство этого человека. Ивану Михайловичу Куприну я многим обязан. Он учил меня жить, учил с юношеских лет ненавидеть несправедливость и презирать тунеядцев. Когда я сейчас обозреваю прожитое и совершенное, я не могу не помянуть добрым словом тех людей, которых воплощал в скульптуре. Хочется сказать несколько слов об Егоре Андреевиче, которого я изобразил в работе из дерева «Егорыч-пасечник». Пятнадцать лет провел он на военной службе. А когда отслужил, стал монахом в рославльском монастыре, но за непокорный характер был расстрижен и пошел странствовать по матушке-Руси – жал рожь, вязал снопы, а зимой обучал ребятишек грамоте. Он и меня научил читать и писать. Егор Андреевич жил на пчельнике близ нашей деревни. Он знал наизусть множество народных сказок и сказаний. Я без конца слушал его были и небылицы. Передо мной расстилались скатерти-самобранки, я летал на коврах-самолетах, восхищался Ерусланом Лазаревичем, Бовой-королевичем, слушал и сам наизусть знал былины и сказки о славных русских богатырях. Так, на пчельнике, на опушке леса передо мной оживали картины народного эпоса, фантастический мир русской сказки. Это и побудило меня воплотить в скульптуре образы народной мечты и фантазии. Мне пришлось много постранствовать по белу свету. Я пересекал океаны, в Риме и в Греции с восхищением изучал шедевры античного искусства, поднимался вверх по Нилу, жил в Америке. Но никогда не забывал я о священной родной земле».