Четыре иллюстрации к книге Феликса Гра "Марсельцы "
СССР, 1965. Бумага, фломастер; Бумага, офсетная печать; Бумага, карандаш; Бумага, акварель, карандаш, ручка. Типовой размер: 42 Х 30 см (лист)
Кривов Никита Тимофеевич (1928 г.р.)— русский, советский художник, график. Родился Никита Тимофеевич 10 апреля 1928 г. в Московском Кремле в архиерейском доме, в семье профессионального революционера, члена ЦК, кандидата в Политбюро, заместителя наркома Рабоче-крестьянской инспекции Тимофея Степановича Кривова. Мать - Шахновская Софья Васильевна закончила партийный институт им. Герцена, работала в секретариате Молотова, затем стала главным редактором газеты «Экономическая жизнь».
Раннее детство Никиты прошло в окружении стен Кремля, среди таких необычных «игрушек», как Царь-колокол и Царь-пушка. Позднее семья Кривовых жила на даче в Серебряном бору и в особняке на улице Грановского, где их ближайшими соседями были С.М. Буденный, О.Ю. Шмидт. Отец продвигался по служебной лестнице: в 1934 году — главный арбитр Госарбитража при Совете Народных Комиссаров РСФСР, с сентября 1934 года по май 1936 года — заместитель наркома финансов РСФСР, С 1936 года — председатель ЦК профсоюза работников коммунальных предприятий СССР.
Но эта благополучная жизнь внезапно оборвалась, как и для многих семей высокопоставленных партийцев того времени. Расправляясь со своим окружением, Сталин не всегда направлял удар непосредственно на своих соратников — для особо приближенных лиц был придуман более иезуитский способ расправы — сажали жен. Софья Васильевна в 1940 году была осуждена по обвинению в терроре (58 статья), прошла все лагеря, Казахстан, Сибирь и вернулась в Москву только в 1955 г. (Часть ее печальной биографии вошла в известную книгу Солженицына «Архипелаг Гулаг».)
Отец Никиты продолжал работать в прежней должности. С января 1942 по 1943 год семья Никиты находилась в эвакуации в городе Уфе, отец получил персональную пенсию. В дальнейшем по возвращении в Москву и до выхода на заслуженный отдых Тимофей Степанович работал в Центральном музее В. И. Ленина.
С самого детства Никита не переставал рисовать и к 14 годам уже твердо знал, что станет художником. По возвращении в Москву, случайно услышав по радио о Художественном лицее для высокоодаренных детей, он решает поступать туда. Для сына врага народа поступить в эту школу, где был конкурс 150 человек на место, было почти невозможно. Никите удалось скрыть свое происхождение и без экзаменов, на основании одних только конкурсных работ, поступить в 5 класс (который считался первым).
Спустя 5 лет, по окончании школы, он поступил в Суриковский институт, возглавляемый известным художником Герасимовым. Ранний интерес к графике обусловил выбор специализации на втором курсе. В 1951 г. вышла первая книга с иллюстрациями Кривова. Вскоре Никита Тимофеевич стал одним из создателей и членов горкома художников-графиков.
В период с 1951 по 2000 г. Никита Кривов создал серии иллюстраций и оформление к двумстам книгам. Это и классика мировой литературы, и произведения русских и советских писателей. Им было создано более 2000 работ, в том числе им создан альбом «Париж коммунаров», где не только рисунки, но и подписи автора, который вышел в год празднования ее столетия и был заслужено отмечен прессой и историками (газета «Правда» более десятка раз публиковала рисунки из этого альбома).
Техника Кривова- это сложная, многослойная графика: работа черным карандашом, затем цветными и окончательная правка черным карандашом. Часто идет правка по оттиску, ксероксу или фотографии с оригинала: процарапывание, добавление туши пером, штриховка и обработка фломастерами.
Никита Кривов принимал участие в более тридцати выставках, в том числе удостаивался неоднократных персональных выставок в ЦДРИ (4 раза) и в горкоме художников.
Кроме этого Н. Т. Кривов- также автор стихов, рассказов и мемуарных заметок.
Его творчество не прекращается ни на один день. Не так давно художником была подготовлена серия иллюстраций к новеллам О'Генри (издательство «Рипол классик»). Готовы к публикации работы по книге Шарля де Костера «Тиль Уленшпигель», к повести Ивана Бунина «Окаянные дни».