Портрет молодого человека
СССР, 1954 год. Холст, масло. 50 Х 35 см. Подпись и дата слева внизу. В раме
Иогансон Борис Владимирович (13 июля 1893 — 25 февраля 1973, Москва). Живописец, график. Из семьи служащего — железнодорожного бухгалтера. Учился в Студии П. И. Келина в Москве (1912), МУЖВЗ (1913–1918) у Н. А. Касаткина, К. А. Коровина, С. В. Малютина.
Жил в Москве. В раннем творчестве прошел через увлечение импрессионизмом. Выполнял пейзажи, портреты, жанровые композиции: «У всенощной» (1914), «На арене цирка» (1914), «Цирк» (1915), «В саду» (1916), «Ночь» (1916). Участник Гражданской войны. После Октябрьской революции обратился к строго реалистической манере; один из основоположников социалистического реализма в искусстве. В некоторых работах 1920-х («Рабфак идет (Вузовцы)», 1928) был близок художникам Общества станковистов. В 1920–60-е создавал картины на темы советского быта, индустриализации, революционной истории. В 1937 за картину «Допрос коммунистов» (1933) был удостоен Гран-при на Всемирной выставке в Париже; за картину «На старом уральском заводе (Урал демидовский)» (1937) получил диплом 1-й степени и 1-ю премию ВСХВ (1939), Государственную (Сталинскую) премию СССР 1941 года, золотую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе (1958); в 1951 за картину «Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола» (1950, руководитель бригады художников) удостоен Государственной (Сталинской) премии.
В 1934–1938 руководил бригадой мастерской «Перекоп»; участвовал в разработке эскизов для диорамы «Штурм Перекопа». Работал над панно «Праздник в колхозе им. Ильича» для Всемирной выставки в Нью-Йорке (1939). В своих станковых графических произведениях (портреты, пейзажи, натюрморты) часто использовал пастель, мел, уголь. Оформлял книги для издательств «Художественная литература», «Советский писатель»; выполнил иллюстрации к книгам: «Красный сыщик» А. С. Неверова (1924), «Я люблю» А. О. Авдеенко (1933), «Суд» В. М. Киршона (1933), «Бруски» Ф. И. Панфёрова (1934), «Кубанские записи» В. П. Ставского (1935), «Как закалялась сталь» Н. А. Островского (1936), «Мать» А. М. Горького (1938), «Вишневый сад» А. П. Чехова (1944) и другие. С 1914 — участник выставок (МУЖВЗ, ученическая). Член и экспонент АХРР — АХР (1922–1932). Участвовал в выставках: произведений революционной и советской тематики (1929), «XV лет РККА» (1933), Всесоюзные художественные выставки (1939, 1947, 1949, 1950, 1951, 1952, 1957, 1958, 1961, 1967, 1969), «Великая Отечественная война» (1943), выставка пейзажа (1944), «30 лет Советских вооруженных сил» (1948), «40 лет Советских вооруженных сил» (1958), «Советская Россия» (1960), «Пейзаж нашей Родины» (1970) в Москве, «Художники РСФСР за XV лет» (1932) в Ленинграде и других. Экспонент многих международных выставок и выставок советского искусства за рубежом: в Кёльне (1929), Лондоне (1932, 1961), Нью-Йорке (1936), Париже (1937), Варшаве (1951), Венеции, Бухаресте (обе — 1956), Мехико (1960), Дели (1963, 1973), Риме (1974). Провел персональную выставку в Москве (1969). Преподавал на курсах АХР (1931–1932), в Московском полиграфическом институте (1932–1935), Московском институте изобразительных искусств — Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова (1935–1939, с 1964), Ленинградском институте живописи, архитектуры и скульптуры — Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (1939–1962), профессор (с 1939); руководил творческими мастерскими Академии художеств СССР в Ленинграде (1949–1962) и Москве (1962–1968). Среди учеников — М. К. Аветисян, Д. В. Беляев, С. С. Витухновская, И. С. Глазунов, И. Д. Дризе, М. Ю. Кугач, А. А. Ненартович.
Автор книг и статей по вопросам изобразительного искусства: «За мастерство в живописи. Сборник статей и докладов» (М., 1952), «ГТГ — сокровищница русского искусства» (М., 1953), «О живописи» (М., 1955), «Как понимать изобразительное искусство» (М., 1960). С 1939 — доктор искусствоведения. С 1962 — главный редактор энциклопедии «Искусство стран и народов мира». Занимал ряд важных административных постов. В 1951–1954 — директор Государственной Третьяковской галереи. С 1953 — вице-президент, в 1958–1962 — президент Академии художеств СССР. В 1954–1957 — председатель оргкомитета, в 1965–1968 — Первый секретарь правления Союза художников СССР. За свою деятельность был удостоен трех орденов В. И. Ленина (1953, 1963, 1967), званий заслуженного деятеля искусств РСФСР (1942), народного художника СССР (1943), действительного члена Академии художеств СССР (1947), героя социалистического труда (1968). Почетный член немецкой академии искусств в Берлине (1958).
Творчество представлено в крупнейших музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Киевском музее русского искусства и других.