Современное искусство (после 1991 года)

Термин «современное искусство» не имеет предельно точного определения: он продолжает быть «эластичным» и может вбирать в себя разные трактовки. Искусствоведы мира не могут обозначить конкретную дату старта направления. Например, галерея Тейт Модерн и Национальный музей современного искусства обозначили 1900 год как отправную точку развития. При этом они не выделяют отдельно «модернистскую» и «постмодернистскую» живопись, рассматривая оба аспекта в комплексе единого направления.

Некоторые историки и искусствоведы считают современным искусством работы мастеров, созданные в 1870-1970 годах. При этом они подчеркивают, что после долгого господства академического искусства пришел модерн, а уже за ним, в 60-70-х годах – современное искусство. В качестве следующего этапа рассматривают постмодернистское искусство.

В России чаще всего говорят о второй половине 20 века. Однако независимо от дат можно сказать наверняка: то, что называют «современным искусством», включает в себя десятки различных художественных течений. Эти стили охватывают почти все: от чистой абстракции до гиперреализма, от школ антиискусства типа Флюксуса до классической живописи и скульптуры, от ар-нуво до баухауса и поп-арта. Разнообразие было настолько велико, что трудно представить себе какую-либо объединяющую характеристику, определяющую эпоху. Главным отличительным признаком был отказ от старых методик и поиск новых форм, тем, способов самовыражения. Рассмотрим 11 самых популярных жанров в рамках современного искусства.

Фовизм

Недолговечный, драматический и очень влиятельный, созданный под руководством Анри Матисса (1869–1954) – все это о фовизме. Фовизм был модным стилем в середине 1900-х годов в Париже и славился своими яркими, ненатуралистическими цветами, благодаря которым импрессионизм казался почти монохромным. Главный вклад фовизма в современное искусство заключался в демонстрации независимой силы цвета. Этот крайне субъективный подход к искусству отличался от классического, ориентированного на содержание академического мировоззрения.

Кубизм

Строгий и сложный стиль живописи, кубизм представил композиционную систему плоских раздробленных плоскостей в качестве альтернативы линейной перспективе и округлым объемам, вдохновленными эпохой Возрождения. Разработанный Пабло Пикассо (1881–1973) и Жоржем Браком (1882–1963) в двух вариантах - аналитический кубизм и более поздний синтетический кубизм - он оказал влияние на абстрактное искусство в течение следующих 50 лет, хотя его популярность была ограничена. Главный вклад кубизма в искусство заключался в том, чтобы предложить совершенно новую альтернативу традиционной перспективе, основанную на неизбежном факте плоской картинной плоскости. Такое современное искусство на аукционных торгах очень востребовано: «Алжирские женщины» Пикассо ушли с молотка за рекордные 179 миллионов долларов.

Дадаизм

Первое движение против искусства, дадаизм, было восстанием против системы, которая допустила кровопролитную Первую мировую войну. Это быстро превратилось в анархическую тенденцию, целью которой было подорвать авторитет политических элит. Основателями были скульптор Жан Арп (1887-1966) и румынский поэт и активист Тристан Тцара (1896-1963). Главный вклад дадаизма заключается в том, чтобы устроить в мире искусства встряску и расширить понятие «современное искусство», охватывая совершенно новые виды творчества (перформанс и реди-мейды), а также новые темы и материалы (джанк-арт).

Сюрреализм

Сюрреализм, основанный в Париже писателем Андре Бретоном (1896-1966), был модным художественным направлением в межвоенные годы, хотя этот стиль все еще существует и вполне самодостаточен. Состоящий из абстрактных образов, он развился из нигилистического движения дадаизма, большинство членов которого превратились в сюрреалистов, но в отличие от дадаизма он не было ни анти-искусством, ни политикой. Художники-сюрреалисты использовали различные методы, включая сны, галлюцинации, автоматическое или случайное создание изображений, чтобы обойти рациональные мыслительные процессы при создании произведений искусства. Главный вклад сюрреализма в современное искусство заключался в создании освежающе нового набора иррациональных изображений, полных глубинного смысла.

Абстрактный экспрессионизм

Абстрактный экспрессионизм был основным направлением американского искусства конца 1940-х и 1950-х годов, поэтому иногда его называют нью-йоркской школой. Как следует из названия, общий стиль был абстрактным, но вместо того, чтобы следовать кубистской геометрической идиоме, он следовал экспрессивному, эмоциональному курсу.

Возглавляемый американскими художниками, которые сами находились под сильным влиянием европейских экспатриантов, он состоял из двух основных стилей: сильно анимированной формы жестикуляции, популяризированной Джексоном Поллоком (1912-56), и гораздо более пассивного стиля, ориентированного на настроение, известного как живопись цветового поля - ее отстаивал Марк Ротко (1903-70). Главный вклад абстрактного экспрессионизма в современное искусство заключался в популяризации абстракции. В случае с Поллоком вырос новый стиль, известный как «живопись действия» в случае Ротко демонстрировалось эмоциональное воздействие больших областей цвета.

Поп-арт

Поп-арт можно охарактеризовать как жанр, возникший в послевоенной Америке и Великобритании в конце 1950-х годов. Художники этого движения, явно заимствовавшие идеи из популярной и массовой культуры, стремились исследовать и переосмыслить коммерческие образы. Это привело к определенной доступности к искусству с точки зрения зрителя. Упрощенные, узнаваемые предметы позволили людям воспринимать произведения искусства в менее высокомерной манере.

Впервые появившись в Нью-Йорке и Лондоне в конце 1950-х, поп-арт стал доминирующим авангардным стилем до конца 1960-х. Используя смелые, легко узнаваемые образы и яркие цветовые блоки, поп-художники, такие как Энди Уорхол (1928-1987), создали иконографию на основе фотографий популярных знаменитостей-кинозвезд. Не обошлось и без рекламы, плакатов, упаковки потребительских товаров и комиксов - это помогло сузить разрыв между коммерческим и изящным искусствами. Главный вклад абстрактного экспрессионизма в современное искусство состоял в том, чтобы показать, что великое может быть создано из обыденного.

Городское искусство

Городское искусство используется для описания произведений искусства, происходящих в рамках городской среды, граффити – ключевой элемент. Этот художественный стиль обращается к городскому образу жизни и пространствам, а также уделяет внимание негативным аспектам урбанизации и ее влиянию, объектом внимания становятся бедность и экология.

Минимализм

Минимализм представляет собой школу абстракции, лишенную личного выражения - или, по крайней мере, формат, в котором личное выражение сведено к минимуму. Геометрические линии встречаются с касательной предельной простоты, а формам сознательно не хватает выразительного содержания.

Художниками-минималистами движет вера в то, что искусство во всей его сути и величии не должно относиться ни к чему, кроме самого себя. Художники, которые погрузились в движение минимализма, не уделяли первоочередного внимания личному самовыражению, а, скорее, ставили само искусство во главу угла в своих творениях. Они подталкивают зрителей к осознанию реальности представляемого им искусства, их среды и материалов.

Фигуративизм

Фигуративное искусство или фигуративизм - это искусство реалистического изображения, которое с древних времен было целью создания искусства. Художники традиционно стремились создавать произведения, основанные на реальных предметных источниках, и часто изображали человеческие фигуры. Это контрастировало с абстрактным искусством - искусством, в котором не используются узнаваемые мотивы. Как и многие другие в мире современного искусства, фигуративное искусство объединилось с другими жанрами, такими как абстрактное, кубистическое и даже минималистское искусство, но при этом все еще не обладало сильным чувством образности.

Супрематизм

Основанный на утопических идеалах нигилистом Казимиром Малевичем (1878-1935), супрематизм выражал безграничную уверенность в способности людей создать новый идеальный мир. Первая супрематическая выставка прошла в Санкт-Петербурге в декабре 1915 года, и представила тридцать пять абстрактных работ Малевича, в том числе его знаменитый «Черный квадрат». Супрематизм отражал ранние идеалы Коммунистической партии и революции, позже уступив место соцреализму. Среди других известных художников-супрематистов были Лазарь Лисицкий, Иван Васильевич Клюн и Ласло Мохой-Надь. Такое современное искусство на аукционах привлекает внимание коллекционеров всего мира.

Органическая абстракция

Органическая абстракция описывает стиль искусства, в котором используются округлые абстрактные формы, существующие в природе. Это не было движение как таковое, а скорее стиль искусства, который проявился в творчестве многих разных мастеров, таких как Василий Кандинский, Константин Бранкузи, Жан Арп, Жоан Миро и Ив Танги, а также британские скульпторы Барбара Хепуорт и Генри Мур.

Хотите узнать больше об этих и других стилях? Готовы современное искусство купить? Аукцион «Аукционного дома №1» ждет гостей. Ответим на все интересующие вас вопросы, поможем в формировании уникальной коллекции современного искусства.

    Лотов нет
    Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!