Старинное европейское освещение

Многие обыватели представляют себе период средневековья в Европе мрачным, «грязным» временем. Но эти убеждения опровергают современные исследования, которые показывают, что в то время у жителей было довольно много оптимизма, возводились дома, которые окрашивались в яркие цвета, а по вечерам не было пугающего мрака, ведь городские улицы освещались и довольно неплохо. Старинные европейские люстры, торшеры и подсвечники пользуются большим спросом у современных коллекционеров.

В XIV-XV вв. в городах старинной Европы освещение было доступно не только местным феодалам и буржуазии, но и бедной прослойке населения.

История предметов освещения в Европе

История развития осветительных приборов тесно связана с человеческой культурой, ведь человек всегда желает создавать комфортные и удобные условия для жизни. Первым светильником был факел, он и помогал решать проблемы освещения вплоть до наступления времен Средневековья. Кроме факела активно использовались и разнообразные жировые светильники, фитильные лампады.

Во второй половине XVIII в. во времена развития химии, многочисленных открытий в этой области, были изобретено газовое освещение, которое стало революционным:

Газ для светильников получали при помощи разогрева каменного угля, который был размещен в специальных ретортах.
Реторты представляли собой крупные глиняные или металлические сосуды. Их заполняли углем и нагревали в печках.
Выделяющийся газ собирали в специальных сооружениях и очищали, затем отправляли на хранение в газгольдеры.

Использование газовых светильников давало намного больше света. Для улучшения тяги и обеспечения безопасности источники газа дополнительно размещали в стеклянных емкостях. Благодаря появлению газового освещения стали освещаться улицы городов, площади.  Оно было господствующим в городах и поселениях Европы среднего века. Только к концу XIX в. газовые светильники заменили керосиновые лампы, которые можно встретить и сегодня в категории антикварного освещения.

Антикварное европейское освещение

В 1809 г. британский химик Хэмфри Дэви продемонстрировал в лондонской Королевской академии источник электрического дугового света, открыв начало новой эпохе в освещении. Электричество предоставило неограниченные возможности своими феноменальными возможностями по длительности и яркости освещения. Вначале осветительные электрические приборы были неудобными, громоздким, дорогими и нуждались в капитальной доработке.

Самые первые осветительные приборы, работающие на электричестве, были изобретены в начале XIX в., но всеобщую популярность они приобрели лишь во второй половине столетия.

Люстры

Происхождением этого слова мы обязаны Франции, в которой в XVII в. люстрами именовали любые приборы освещения, которые подвешивались к потолку и имели в составе свечи, расположенные под стеклянным убором. Из всех разновидностей светильников именно люстра играла главенствующую роль в оформлении домов. Изначально светильник подобного вида изготавливался из натуральной древесины, а в конструкции использовался металл. Хрустальные и более шикарные по визуалу люстры европейского производства появились намного позже.

Люстры в Европе стали изготавливаться в промышленных масштабах после изобретения кварцевой шлифовки в 1880 г.

Лампы

Первые европейские лампы, которыми активно пользовались горожане средневековых городов, были масляными. Они размещались на столешницах и применялись даже в домах самых бедных простолюдинов. Для богатых жилищ такие конструкции были более сложными, украшенными геральдикой, декоративными вставками. В городах средневековой Европы распространение получили и бра, такие модели размещались на стенах.

Кроме домов в средневековых городах были принято освещать и улицы, площади. Самым первым, кто оснастил городские переулки уличными фонарями, стал Париж, где фонари появились в XVI в. Эти модели одновременно выполняли роль и огней навигации. Городские фонари закрепляли на специальных тросах, их также крепили и к стенам близлежащих домов. Разжигали и тушили их специально обученные люди — фонарщики.

Торшеры

Старинные торшеры европейские, которыми активно оснащались дома знати и буржуазии, в основном создавали в роскошном викторианском стиле. Тканевые абажуры, расшитые вручную, обилия декоративных элементов, богемность используемых образов, все это можно проследить на антикварных торшерах, которые пользуются у современных коллекционеров большой популярностью.

Первые торшеры появились в городах Европы к концу XVII в. Основными источниками света для таких моделей служили свечи и масляные лампы.

В их создании принимали участие знаменитые архитекторы и скульпторы, мастера использовали для создания уникальных по красоте старинных моделей:

ценную натуральную древесину (обычно красное дерево);
бронзу, декорированную благородной патиной;
хрустальные подвески и трубки;
различные ценные покрытия (серебро, позолота и пр.).

Подсвечники

Уникальные по изяществу и красоте старинные подсвечники Европы из бронзы, чугуна, фаянса, фарфора, хрусталя пользуются огромным спросом среди современных коллекционеров. С помощью таких антикварных изделий украшаются интерьеры, создается особенная атмосфера тепла, уюта и романтизма.

Изначально подсвечники применялись в различных религиозных обрядах. Такие изделия встречаются в Вавилоне, древнем Риме. Их классическая форма пришла со времен Древнего Египта. Во времена эпохи Возрождения в Европе стали возникать подсвечники, созданные для роскоши.

Это были настоящие шедевры, которые декорировались:

фигурками людей и вымышленных персонажей;
драгоценными каменьями;
рельефной витиеватой резьбой;
цветочными и узорными орнаментами;
стеклянными разноцветными вставками.

Уникальные фарфоровые подсвечники, позолоченные и покрытые роскошной росписью, были доступны в те времена только знатным особам. Такие модели разрисовывали пейзажами, красивыми рисунками с мифологическими и библейскими сюжетами.

XVIII в. Для создания подсвечников стали активно применять железо на фоне повсеместного увлечения ковкой из литьевой бронзы и черного металла. Такие модели были более доступными по стоимости и активно покупались простолюдинами. Особенно популярными становились варианты в стилистике барокко, которые отличались роскошными вычурными орнаментами. Стиль неоклассицизма внес в подсвечники более скромный и аскетичный декор.

XIX в. В это время стали массово изготавливать чугунные модели подсвечников. Они были доступными по стоимости и очень прочными. Чуть позже появились алебастровые и мраморные варианты. Подсвечники делали в излюбленном стиле ренессанса, ампира и рококо, украшали фигурками зверей и птиц.

Постепенно, особенно на фоне изобретения керосиновых ламп, подсвечник стал утрачивать свое предназначение. Его роль стала сводиться только к декорированию быта помещений и украшения интерьеров. В каталоге нашего Аукционного Дома №1 вы можете познакомиться с прекрасной подборкой подсвечников различных эпох, выполненных в разнообразных стилях.

Ценность старинных предметов освещения

Самостоятельно оценить антикварные предметы освещения крайне сложно. Ведь для такой работы привлекаются эксперты, разбирающиеся в нюансах осветительного антиквариата. Воспользоваться такой услугой вы можете и в нашем Антикварном Доме №1. В штате компании работают узкопрофильные специалисты, изучающие спрос на такие предметы старины.

При формировании рыночной стоимости антикварного освещения, учитывается ряд следующих моментов:

стиль, в котором изготовлен прибор;
время его производства;
используемый материал;
уровень сохранности (работоспособности);
особенности отделки, дизайна;
коллекционный спрос.

Стоимость некоторых антикварных люстр, в декоре которых применялись драгоценные металлы, поделочные камни, самоцветы порой очень высока. Но, несмотря на оценочную стоимость, спрос на осветительный антиквариат не падает, а имеет тенденцию к стабильному росту. Ведь это очень выгодное инвестирование с заделом на будущее и учетом стабильно растущего интереса коллекционеров к этой сфере антикварного мира.

Аукционный дом  №1 сегодня проводит большую искусствоведческую работу по поиску произведений, которые, на сегодняшний день, ещё не были представлены на аукционных торгах. Так же на нашей площадке производится оценка антиквариата у экспертов с искусствоведческим образованием! В разделе энциклопедии вы можете найти сведения о европейских, русских и советских художниках, работавших в самых разнообразных жанрах. Страничка каждого художника содержит краткую биографию, галерею работ, аукционные продажи, Также вы можете на нашем сайте купить картину. оценить картину. продать картину интересующих вас авторов!

Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!