Старинное европейское освещение
Многие обыватели представляют себе период средневековья в Европе мрачным, «грязным» временем. Но эти убеждения опровергают современные исследования, которые показывают, что в то время у жителей было довольно много оптимизма, возводились дома, которые окрашивались в яркие цвета, а по вечерам не было пугающего мрака, ведь городские улицы освещались и довольно неплохо. Старинные европейские люстры, торшеры и подсвечники пользуются большим спросом у современных коллекционеров.
В XIV-XV вв. в городах старинной Европы освещение было доступно не только местным феодалам и буржуазии, но и бедной прослойке населения.
История предметов освещения в Европе
История развития осветительных приборов тесно связана с человеческой культурой, ведь человек всегда желает создавать комфортные и удобные условия для жизни. Первым светильником был факел, он и помогал решать проблемы освещения вплоть до наступления времен Средневековья. Кроме факела активно использовались и разнообразные жировые светильники, фитильные лампады.
Во второй половине XVIII в. во времена развития химии, многочисленных открытий в этой области, были изобретено газовое освещение, которое стало революционным:
Газ для светильников получали при помощи разогрева каменного угля, который был размещен в специальных ретортах.
Реторты представляли собой крупные глиняные или металлические сосуды. Их заполняли углем и нагревали в печках.
Выделяющийся газ собирали в специальных сооружениях и очищали, затем отправляли на хранение в газгольдеры.
Использование газовых светильников давало намного больше света. Для улучшения тяги и обеспечения безопасности источники газа дополнительно размещали в стеклянных емкостях. Благодаря появлению газового освещения стали освещаться улицы городов, площади. Оно было господствующим в городах и поселениях Европы среднего века. Только к концу XIX в. газовые светильники заменили керосиновые лампы, которые можно встретить и сегодня в категории антикварного освещения.
Антикварное европейское освещение
В 1809 г. британский химик Хэмфри Дэви продемонстрировал в лондонской Королевской академии источник электрического дугового света, открыв начало новой эпохе в освещении. Электричество предоставило неограниченные возможности своими феноменальными возможностями по длительности и яркости освещения. Вначале осветительные электрические приборы были неудобными, громоздким, дорогими и нуждались в капитальной доработке.
Самые первые осветительные приборы, работающие на электричестве, были изобретены в начале XIX в., но всеобщую популярность они приобрели лишь во второй половине столетия.
Люстры
Происхождением этого слова мы обязаны Франции, в которой в XVII в. люстрами именовали любые приборы освещения, которые подвешивались к потолку и имели в составе свечи, расположенные под стеклянным убором. Из всех разновидностей светильников именно люстра играла главенствующую роль в оформлении домов. Изначально светильник подобного вида изготавливался из натуральной древесины, а в конструкции использовался металл. Хрустальные и более шикарные по визуалу люстры европейского производства появились намного позже.
Люстры в Европе стали изготавливаться в промышленных масштабах после изобретения кварцевой шлифовки в 1880 г.
Лампы
Первые европейские лампы, которыми активно пользовались горожане средневековых городов, были масляными. Они размещались на столешницах и применялись даже в домах самых бедных простолюдинов. Для богатых жилищ такие конструкции были более сложными, украшенными геральдикой, декоративными вставками. В городах средневековой Европы распространение получили и бра, такие модели размещались на стенах.
Кроме домов в средневековых городах были принято освещать и улицы, площади. Самым первым, кто оснастил городские переулки уличными фонарями, стал Париж, где фонари появились в XVI в. Эти модели одновременно выполняли роль и огней навигации. Городские фонари закрепляли на специальных тросах, их также крепили и к стенам близлежащих домов. Разжигали и тушили их специально обученные люди — фонарщики.
Торшеры
Старинные торшеры европейские, которыми активно оснащались дома знати и буржуазии, в основном создавали в роскошном викторианском стиле. Тканевые абажуры, расшитые вручную, обилия декоративных элементов, богемность используемых образов, все это можно проследить на антикварных торшерах, которые пользуются у современных коллекционеров большой популярностью.
Первые торшеры появились в городах Европы к концу XVII в. Основными источниками света для таких моделей служили свечи и масляные лампы.
В их создании принимали участие знаменитые архитекторы и скульпторы, мастера использовали для создания уникальных по красоте старинных моделей:
ценную натуральную древесину (обычно красное дерево);
бронзу, декорированную благородной патиной;
хрустальные подвески и трубки;
различные ценные покрытия (серебро, позолота и пр.).
Подсвечники
Уникальные по изяществу и красоте старинные подсвечники Европы из бронзы, чугуна, фаянса, фарфора, хрусталя пользуются огромным спросом среди современных коллекционеров. С помощью таких антикварных изделий украшаются интерьеры, создается особенная атмосфера тепла, уюта и романтизма.
Изначально подсвечники применялись в различных религиозных обрядах. Такие изделия встречаются в Вавилоне, древнем Риме. Их классическая форма пришла со времен Древнего Египта. Во времена эпохи Возрождения в Европе стали возникать подсвечники, созданные для роскоши.
Это были настоящие шедевры, которые декорировались:
фигурками людей и вымышленных персонажей;
драгоценными каменьями;
рельефной витиеватой резьбой;
цветочными и узорными орнаментами;
стеклянными разноцветными вставками.
Уникальные фарфоровые подсвечники, позолоченные и покрытые роскошной росписью, были доступны в те времена только знатным особам. Такие модели разрисовывали пейзажами, красивыми рисунками с мифологическими и библейскими сюжетами.
XVIII в. Для создания подсвечников стали активно применять железо на фоне повсеместного увлечения ковкой из литьевой бронзы и черного металла. Такие модели были более доступными по стоимости и активно покупались простолюдинами. Особенно популярными становились варианты в стилистике барокко, которые отличались роскошными вычурными орнаментами. Стиль неоклассицизма внес в подсвечники более скромный и аскетичный декор.
XIX в. В это время стали массово изготавливать чугунные модели подсвечников. Они были доступными по стоимости и очень прочными. Чуть позже появились алебастровые и мраморные варианты. Подсвечники делали в излюбленном стиле ренессанса, ампира и рококо, украшали фигурками зверей и птиц.
Постепенно, особенно на фоне изобретения керосиновых ламп, подсвечник стал утрачивать свое предназначение. Его роль стала сводиться только к декорированию быта помещений и украшения интерьеров. В каталоге нашего Аукционного Дома №1 вы можете познакомиться с прекрасной подборкой подсвечников различных эпох, выполненных в разнообразных стилях.
Ценность старинных предметов освещения
Самостоятельно оценить антикварные предметы освещения крайне сложно. Ведь для такой работы привлекаются эксперты, разбирающиеся в нюансах осветительного антиквариата. Воспользоваться такой услугой вы можете и в нашем Антикварном Доме №1. В штате компании работают узкопрофильные специалисты, изучающие спрос на такие предметы старины.
При формировании рыночной стоимости антикварного освещения, учитывается ряд следующих моментов:
стиль, в котором изготовлен прибор;
время его производства;
используемый материал;
уровень сохранности (работоспособности);
особенности отделки, дизайна;
коллекционный спрос.
Стоимость некоторых антикварных люстр, в декоре которых применялись драгоценные металлы, поделочные камни, самоцветы порой очень высока. Но, несмотря на оценочную стоимость, спрос на осветительный антиквариат не падает, а имеет тенденцию к стабильному росту. Ведь это очень выгодное инвестирование с заделом на будущее и учетом стабильно растущего интереса коллекционеров к этой сфере антикварного мира.
Аукционный дом №1 сегодня проводит большую искусствоведческую работу по поиску произведений, которые, на сегодняшний день, ещё не были представлены на аукционных торгах. Так же на нашей площадке производится оценка антиквариата у экспертов с искусствоведческим образованием! В разделе энциклопедии вы можете найти сведения о европейских, русских и советских художниках, работавших в самых разнообразных жанрах. Страничка каждого художника содержит краткую биографию, галерею работ, аукционные продажи, Также вы можете на нашем сайте купить картину. оценить картину. продать картину интересующих вас авторов!