Советское искусство
Развитие Советского искусства после Октябрьской социалистической революции оказалось весьма сложным процессом. В это время художники должны были не только ориентироваться на потребности народа, но и приобщать людей к искусству. Одна из первых задач, которая была поставлена Коммунистической партией, заключалась в том, чтобы сохранять памятники искусства и сделать их достоянием народа. Для этого были выпущены различные постановления и декреты, такие как: национализация музеев и наиболее значительных частных собраний, учет и охрана памятников искусства и старины, запрет на вывоз за границу предметов, представляющих художественную и историческую ценность. Еще одной важной задачей стала пропаганда идей коммунизма через искусство. Появляются конкурсы на создание скульптур и произведений живописи. В городах устанавливаются памятники революционерам, художникам, писателям и композиторам сделанные руками таких скульпторов как М. Г. Манизер, В. А. Синайский, В. В. Лишева. Наибольшее внимание народа привлекает политический плакат.
После окончания гражданской войны наступает новый этап в истории советского искусства. Строительство заводов, фабрик, процветание сельского хозяйства – все эти преобразования должны были отражаться художниками.
В 20-х гг. формируются различные художественные группировки. Самой известной из них была Ассоциация художников революционной России (АХРР), филиалы которой были в Казани, Ленинграде, Астрахани и других городах. Именно эта организация объединяла художников-реалистов по всей России. Члены АХРР преподносили в романтическом плане искусство, связанное с социализмом и жизнью народа. Творческая деятельность этой организации несла в себе новаторский характер помогая принципам социалистического реализма.
Многие дореволюционные художественные объединения продолжают свою деятельность на основе новых социалистических установок. Общество московских художников (ОМХ) состояло в основном из живописцев, до революции объединенных в «Бубновом валете», а общество «4-х искусств» составляли мастера «Голубой розы» и «Мира искусства». Но необходимо отметить, что представители этих художественных организаций далеко не всегда в своем творчестве ориентировались на декларации своих объединений.
В начале 30-х. гг. упраздняются различные художественные организации и возникает Союз советских художников. На I съезде советских писателей в 1934 г. был сформулирован метод социалистического реализма, который требовал от художника правдивого изображения действительности в ее революционном развитии и воспитания зрителя и читателя в духе социалистических идей. Основной чертой искусства этого времени становится монументальность. Художники выражают свои идеи в декорировании метро, росписи вокзалов, домов культуры, клубов и т.д.
В годы Великой отечественной войны люди искусства вдохновлялись героическими подвигами своих соотечественников, отражали сплоченность людей перед смертельной опасностью. Многие из художников, писателей, музыкантов оказались на фронте. Те же, кто оставался в тылу, работали, поддерживая боевой дух страны и часто совершая гражданский подвиг. Именно так можно расценивать открытие в январе 1942 г художественной выставки в осажденном Ленинграде или исполнение там же 9 августа 1942 года Седьмой симфонии Шостаковича.
В послевоенное время основной необходимостью стало восстановление разрушенных городов и деревень. В это время наблюдается расцвет искусства национальных республик. Во второй половине 40-х — начале 50-х гг. были созданы произведения, проникнутые глубокими идеями, исполненные подлинного гуманизма, отмеченные высокими мыслями о величии советского народа и благородстве его идеалов.
XX съезд КПСС, состоявшийся в 1956 г. не только развенчал культ личности, но и определил огромное значение искусства для дальнейшего строительства коммунизма. После XXII съезда КПСС вопросам культуры и искусства стало уделяться особое внимание. Мастеров призвали к созданию высокохудожественных произведений, одухотворенных идеями коммунизма и к непримиримой борьбе с влияниями буржуазной идеологии в искусстве.
Искусство в Стране Советов играет большую идейно-воспитательную роль. Оно призвано «служить источником радости и вдохновения для миллионов людей, выражать их волю, чувства и мысли, служить средством их идейного обогащения и нравственного воспитания» (Программа Коммунистической партии Советского Союза).