Советское искусство

Развитие Советского искусства после Октябрьской социалистической революции оказалось весьма сложным процессом. В это время художники должны были не только ориентироваться на потребности народа, но и приобщать людей к искусству. Одна из первых задач, которая была поставлена Коммунистической партией, заключалась в том, чтобы сохранять памятники искусства и сделать их достоянием народа. Для этого были выпущены различные постановления и декреты, такие как: национализация музеев и наиболее значительных частных собраний, учет и охрана памятников искусства и старины, запрет на вывоз за границу предметов, представляющих художественную и историческую ценность. Еще одной важной задачей стала пропаганда идей коммунизма через искусство. Появляются конкурсы на создание скульптур и произведений живописи. В городах устанавливаются памятники революционерам, художникам, писателям и композиторам сделанные руками таких скульпторов как М. Г. Манизер, В. А. Синайский, В. В. Лишева. Наибольшее внимание народа привлекает политический плакат.

После окончания гражданской войны наступает новый этап в истории советского искусства. Строительство заводов, фабрик, процветание сельского хозяйства – все эти преобразования должны были отражаться художниками.

В 20-х гг. формируются различные художественные группировки. Самой известной из них была Ассоциация художников революционной России (АХРР), филиалы которой были в Казани, Ленинграде, Астрахани и других городах. Именно эта организация объединяла художников-реалистов по всей России. Члены АХРР преподносили в романтическом плане искусство, связанное с социализмом и жизнью народа. Творческая деятельность этой организации несла в себе новаторский характер помогая принципам социалистического реализма.

Многие дореволюционные художественные объединения продолжают свою деятельность на основе новых социалистических установок. Общество московских художников (ОМХ) состояло в основном из живописцев, до революции объединенных в «Бубновом валете», а общество «4-х искусств» составляли мастера «Голубой розы» и «Мира искусства». Но необходимо отметить, что представители этих художественных организаций далеко не всегда в своем творчестве ориентировались на декларации своих объединений.

В начале 30-х. гг. упраздняются различные художественные организации и возникает Союз советских художников. На I съезде советских писателей в 1934 г. был сформулирован метод социалистического реализма, который требовал от художника правдивого изображения действительности в ее революционном развитии и воспитания зрителя и читателя в духе социалистических идей. Основной чертой искусства этого времени становится монументальность. Художники выражают свои идеи в декорировании метро, росписи вокзалов, домов культуры, клубов и т.д.

В годы Великой отечественной войны люди искусства вдохновлялись героическими подвигами своих соотечественников, отражали сплоченность людей перед смертельной опасностью. Многие из художников, писателей, музыкантов оказались на фронте. Те же, кто оставался в тылу, работали, поддерживая боевой дух страны и часто совершая гражданский подвиг. Именно так можно расценивать открытие в январе 1942 г художественной выставки в осажденном Ленинграде или исполнение там же 9 августа 1942 года Седьмой симфонии Шостаковича.

В послевоенное время основной необходимостью стало восстановление разрушенных городов и деревень. В это время наблюдается расцвет искусства национальных республик. Во второй половине 40-х — начале 50-х гг. были созданы произведения, проникнутые глубокими идеями, исполненные подлинного гуманизма, отмеченные высокими мыслями о величии советского народа и благородстве его идеалов.

XX съезд КПСС, состоявшийся в 1956 г. не только развенчал культ личности, но и определил огромное значение искусства для дальнейшего строительства коммунизма. После XXII съезда КПСС вопросам культуры и искусства стало уделяться особое внимание. Мастеров призвали к созданию высокохудожественных произведений, одухотворенных идеями коммунизма и к непримиримой борьбе с влияниями буржуазной идеологии в искусстве.

Искусство в Стране Советов играет большую идейно-воспитательную роль. Оно призвано «служить источником радости и вдохновения для миллионов людей, выражать их волю, чувства и мысли, служить средством их идейного обогащения и нравственного воспитания» (Программа Коммунистической партии Советского Союза).

Лот №38
Мухина Вера Игнатьевна(1889-1953)
Эскизы скульптурных групп для Москворецкого моста

СССР, 1938 год. Материал: Гипс


1. Земля (Женская фигура с корзиной плодов). 10х13,2х9,1 см
2. Вода (Мужская фигура с рыбой). 10,7х15х8,5 см
3. Плодородие (Две фигуры с корзиной). 10,7х12,6х8,5 см
4. Хлеб (Группа со снопом). 11,5х13,3х9,2 см

Демонстрационные образцы для конкурсов и комиссий по оформлению убранства моста.
Реставрация, признаки старения.
Экспертное заключение НИНЭ им. П.М. Третьякова (эксперт Красникова И.Ф., 2018 год)
Провенанс: собрание семьи инженера-мостостроителя В.М. Вахуркина, личный подарок автора (со слов семьи)

Эскизы были выполнены в мягком материале, затем переведены в гипс. Скульптурные композиции должны были украшать Москворецкий мост, однако все средства были израсходованы на облицовку моста, после чего навсегда прекратилось сотрудничество Веры Мухиной с А.В. Щусевым.
Скульптура «Хлеб» была увеличена под надзором автора и хранится в собрании ГТГ, скульптуры «Вода» и «Земля» были увеличены гораздо позже, уже учениками В.И. Мухиной со значительными изменениями, установлены в парке «Лужники».

В собрании Русского музея хранятся аналогичные гипсовые модели того же времени, а также бронзовые отливки, выполненные в 1963 году.

Данные эскизы представляют значительный художественный и коллекционный интерес, имеют музейное значение.

Эстимейт: 3 200 000 — 4 500 000
Не продано
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!