Живопись советской эпохи взяла свое начало с 1917 г., когда революционные события стали отсчетом в становлении нового мышления, целей и уклада жизни. Искусство, которое всегда было неким «зеркалом времени», превратилось в орудие, помогающее воплощать в жизнь постулаты обновленного общества. Советская живопись, благодаря своему умению тонко проникать в сознание человека, в послереволюционное время была направлена на воспитание у граждан обновленного мышления и одновременно отражало мечты и переживания народа.
История живописи времен СССР
Начало формирование живописи СССР связано с преодолением существующего кризиса, который принесла техника дореволюционного времени. В первые годы после совершения революции гонению подвергнулся модный в то время абстракционизм и кубофутуризм. На фоне длительной перестройки, дореволюционные экспрессионисты, стилизаторы и примитивисты постепенно отказались от этих направлений и в 30-ые г. живость прочно стала на рельсы социалистического реализма.
Формирование нового течения в живописи советские художники базировались на создании облика основного героя: труженика, свободную личность, которая смогла совершить революцию и теперь занимается постройкой нового общество. Методика социалистического реализма давала советским художникам большой простор для творчества, более глубокого осмысления действительности. Интенсивно развивались не только традиционные жанры, но и появлялись новые, например, историко-революционная картина.
Большой вклад в развитие внесли такие художники, как:
- Касаткин Н.А.;
- Поленов В.Д.;
- Бакшеев В.Н.;
- Васнецов В.М.;
- Архипов А.Е.;
- Кустодиев Б.М.;
- Рылов А.А.;
- Бялыницкий-Бируля В.К.;
- Юон К.Ф.;
- Нестеров М.В.;
- Грабарь И.Э.;
- Малютин С.В.;
- Мешков В.Н.;
- Лансере Е.Е.
Именно эти живописцы создали реалистичную, фундаментальную школу советского искусства, живописи, создавшей базу для последующего развития направлений творчества эпохи СССР.
Отличительные черты живописи советского периода
Живопись советского периода остается привлекательной и спустя много лет. Такие работы являются лакомым кусочком для коллекционеров, их приобретают ведущие музеи мира, ходят смотреть в галереи тысячи людей.
Эксперты объясняют феномен советской живописи, которая была создана в период 1917-1991 г.г., наличием негласных правил, согласно которых все работы художников того периода были обязаны отражать ряд следующих принципов:
- Народность. Во времена Союза художники должны были изображать большевиков, крестьян, военнослужащих, рабочих.
- Идейность. Этот принцип был заложен в основу картин, которые изображали бытовые условия простых граждан, их героические поступки и стремление к обновленной жизни.
- Конкретность. Все художественные изображения четко и без лишнего «тумана» должны были показывать правильность исторического развития советского общества.
Общая специфика живописной школы времен СССР базировалась на формировании и развитии нового художественного направления — советского реализма.
Известные советские художники
Свой вклад в развитие живописи внесли многие художники, активно работающие в эпоху СССР. Многие из них смогли выйти за рамки пропагандизма и подарили миру настоящие шедевры.
В этот список вошли такие имена, как:
- Машков Илья (1881-1944г.г.). Основатель легендарного художественного объединения «Бубновый валет». Творчество талантливого художника отличается многообразием, именно он явился автором-создателем абсурдного, ироничного натюрморта.
- Мидлер Виктор (1888-1979г.г.). Обладал уникальным даром создавать утонченные полотна, не отступая от принятых в те времена догматов.
- Дейнека Александр (1899-1969г.г.). Один и крупнейших художников советской школы живописи, создавший свой собственный узнаваемый стиль.
- Лабас Александр (1900-1983г.г.). Уникальный мастер, который смог пройти путь через все эпохи развития живописи СССР (от станковистов-экспрессионистов до фигуративного направления с усиленными элементами авангарда).
- Зернова Екатерина (1900-1995г.г.). Яркая и талантливая художница, которая смогла идеально воплотить образы милитаристской тематики (войска, рабоче-крестьянскую армию).
- Нисский Георгий (1903-1987г.г.). Одна из знаковых фигур у художников 60-десятников. Мастер смог создать собственный неповторимый и узнаваемый стиль.
- Налбандян Дмитрий (1906-1993г.г.). Уникальный художник, работы которого отличаются ироничностью. Он легко работал в любом стиле, как в тяжелом минимализме, так и легком советском импрессионизме.
- Лактионов Александр (1910-1972г.г.). Мастер, которого можно отнести уже к последующему поколению, он активно вносил в работы собственные новаторские интерпретации.
- Яблонская Татьяна (1917-2005г.г.). Автор многих эпохальных художественных работ, которые печатали в советских учебниках, тиражировали на постерах и журналах.
Стили живописи СССР
Бурное революционное время открыло новейшую страницу в истории развития живописи. Можно выделить несколько периодов, которые отличались определенными стилями советской живописи.
Начальный. Сразу после революционных событий в живописи отмечалась некая биполярность, столкновение ценностей, что отразилось на особенностях ее формирования. В то время процветали авангардные направления в творчестве. Советский авангардизм оказывал большое воздействие на художников-реалистов, имеющих стабильную поддержку власти Советов. 20-ые года прошлого века в живопись советского периода отметилась созданием большого количества творческих объединений.
Среди наиболее влиятельных товариществ мастеров кисти можно отметить:
- Ассоциация художников-революционеров. Члены сообщества исполняли массовые заказы юного государства и придерживались своего главного принципиального взгляда — создание работ в стиле героического реализма.
- Сообщество художников Москвы. Члены товарищества творили в стилистике импрессионизма и непредсказуемого футуризма.
- Общество «Четыре искусства». Мастера кисти, входившие в эту группировку, предпочитали в картинах точную лаконичность и четкую образность.
Но в 1932г. все творческие товарищества распустили. По регламенту специального Постановления государства был сформирован «Союз художников СССР». Именно это время принято считать началом развитие в живописи СССР социального реализма.
Военное/послевоенное время. С началом ВОВ большинство творческих людей ушло на передовые. Главенствующим стилем являются походные зарисовки из фронта. Еще одним мощным направлением в стиле художественного творчества становятся парадные официозные портреты. В основном изображали полководцев, военачальников, военных героев, партизан.
Послевоенная тематика отметилась неким переосмыслением событий и включала в себя следующие направления:
- военная тема, прославляющая подвиг советского народа;
- историзм, использование разнообразных мифологических сюжетов;
- натюрморт и пейзаж.
Мастера кисти восхваляют не только военные подвиги, но и затрагивают труд обычных жителей. Послевоенные картины становятся более живописными, жизнерадостными. Успешно развивается новый жанр — реалистичный портрет.
Картины послевоенного периода отличаются востребованностью в мире антиквариата и высоко оцениваются современными коллекционерами.
Эпоха застоя. В 60-ые года живопись СССР познакомилась с новым стилем, разновидностью соцреализма. Мастера кисти того времени ставили главную цель — отображать истинную реальность, без тени украшательств, декорирования и романтизма. Художники активно воспевали трудовые подвиги, героев пятилеток, создавали портреты тружеников. Большую популярность приобрел авто- и групповой портрет.
К наиболее ярким мастерам кисти, представляющим ту эпоху, относятся:
- Смолин П.А.;
- Коржев Г.М.;
- Попов В.Е.;
- Никанов П.Ф.;
- Иванов В.И.
Период оттепели. В 70-80-ые гг. жизненно-суровые зарисовки постепенно меняются новым направлением, для которого характерным становится театральность, артистичность и символизм. Художники постепенно убирают однообразную и серую будничность из своих картин, процветающий бюрократизм. В художественных работах просматривается некая метафоричность, мягкость и пластичность образов. К наиболее ярким представителям того периода можно отнести Лубенникова И.Л., Ситникова А.Г., Смирнова Н.Н.
Ценность советской живописи
История советской живописи оказала большое воздействие на становление всего изобразительного творчества в России. Картины мастеров прошлого нашей страны украшают галереи, музеи и, конечно, бережно хранятся в частных коллекциях. Именно на традициях, которые были сформированы в советские годы, базируется большая часть живописи современной. Работы советских мастеров кисти очень высоко ценятся среди знатоков живописи и редко когда залеживаются на торгах.