Русское стекло
История стеклодувного мастерства в России насчитывает около 1000 лет. Ее уникальность в том, что в развитии русского стекла имеется большой временный перерыв, насчитывающий несколько столетий, когда секреты и хитрости мастерства работы с эти красивым и хрупким материалом оказались почти забытыми. История русского антикварного стекла начинала свой путь дважды и смогла успешно возродиться.
В каталоге нашего Антикварного Дома №1 вы можете познакомиться и посмотреть, как выглядят старинные стеклянные изделия. Выставить на продажу антиквариат, который хранится у вас или приобрести красивую вещицу для пополнения коллекции.
История русского стекла
Первые мастерские, где работали стеклодувы, возникли во времена Киевской Руси, на рубеже X-XI вв. Но красоту этого материала наши предки оценили намного раньше, ведь первые стеклянные изделия привозились на Русь в виде драгоценностей из других стран. Разноцветные и однотонные бусинки различного размера поставлялись из восточных стран, среди которых главными поставщиками необычных по красоте украшений и антикварных бутылок была Византия.
Особенно много стеклянных бусин было обнаружено археологами в Старой Ладоге (поселение считалось первой столицей Руси древних времен).
Но все богатейшие и уникальные возможности такого материала русичи оценили при возведении храмов христианской веры, когда в них заиграли на солнце первые стеклянные мозаики. В это время на территории старинной Руси стали появляться стеклодувные мастерские, которые изготавливали нехитрые женские украшения (колечки, бусы, оригинальные браслеты) и мозаичные смальты. К сожалению, все традиции, хитрости и секреты стеклодувного мастерства оказались полностью утрачены во времена нашествия татаро-монгол.
Когда в XVII в. вновь возникла потребность в стеклянных изделиях, антикварных вазах, предметах утвари и украшениях, мастерам пришлось обращаться за помощью к выработанному богатому опыту мастеров стран Европы. Огромная роль в становлении русского стеклодувного мастерства отводилась Измайловскому заводу, который заработал в 1668 г. Для работы на нем были приглашены опытные европейские мастера, они и передали свою технику русским стеклодувам.
На Измайловском заводе стали активно развиваться две школы стеклодувного мастерства:
Одна взяла начало от искусства венецианских стеклодувов, которые работали в уникальной гутной технике (методика свободного выдувания стекла).
Вторая продолжила богатые традиции богемских мастеров-стеклодувов и резчиков.
Обе школы в своих работах придерживались модной в те времена эстетики барокко. Большую популярность среди русских стеклодувов получила гутная техника, более простая в изучении. А вот гравировка долгое время ее была единственной привилегий мастеров иноземцев и лишь в XVIII в. стала постепенно использоваться на русских изделиях из стекла.
Русские стекольные заводы
Стеклоделие, как отдельное самостоятельное направление прикладного творчества, начало формироваться на российских землях в XI в. Последующий всплеск интереса к стеклодувному мастерству и начало его возрождения относится на XVII в. Как мы уже сказали, первым заводом. Который работал со стеклом, стал Измайловский. Он был основан царем Алексеем в 1668 г. в поселении Измайлово.
Завод выпускал много изделий дореволюционного стекла, включая:
изделия с гравировкой;
золоченые сервизы;
сувениры из зеленого и бесцветного стекла;
аптекарскую посуду (ее выпуск был налажен с 1710 г.).
Впоследствии в России стали активно открываться другие стеклодувные заводы и мастерские:
Ямбургский завод, сформированный по приказу князя Меншикова. На производстве делали зеркальные стекла, оконные круги, различную посуду.
Жабинский завод, работающий в создании уникальных стеклянных предметов роскоши для особняков знати и имперского дворца.
Петербургский завод, работающий в двух направлениях: изысканные стеклянные сервизы, посуда для дворца и стандартные простенькие комплекты для обычной продажи.
Потемкинский завод, который с 1792 г. стал именоваться Императорским. Как понятно из названия, основной сферой его деятельности был выпуск изысканных, утонченных и особенно дорогих изделий из стекла. Они шли на украшение дворцовых палат и для преподнесения в дар именитым и знатным людям.
Бахметьевский завод, который работал с прозрачным и цветным стеклом. Стеклянные изделия украшали роскошной позолотой, серебряными окантовками. Особенно ценился «бахметьевский хрусталь».
Среди частных мануфактур особенное положение занимали артели Мальцевых, чьи изделия славились не только на Руси, но и в зарубежье. Мальцевское стекло несло в себе народных дух и расписывалось в старинных русских традициях.
На протяжении долгого времени развития стеклодувного мастерства менялись мода, стили, происходили перемены в использовании техник, возникали новые, отказывались от устаревших. Например, для работ, созданных в начале XIX в., была характерна стилистика ампира. Более поздние стеклянные изделия приобретают гранение. Мастера освоили технику изготовления двойного стекла с нацветом беловато-молочного оттенка, по которому и выполнялась красивая роспись.
Виды антикварного стекла
Были выработаны различные техники производства стеклянных изделий. Все направления, в которых выполнялось старинное стекло: роскошные и красивые сувениры, посуда, сервизы, зависели от определенных эпох.
Консультанты и эксперты нашего Антикварного Дома №1 отлично разбираются в особенностях старинного стеклодувного мастерства, что и позволяет им точно определять период создания того или иного предмета.
Можно выделить следующие разновидности старинного стекла:
Гутное, самая древняя методика стеклодувного мастерства. Изделие приобретало свою форму, внешний вид, окрас непосредственно около плавильной печи. В технике гутного плавления изготавливалось легендарное муранское стекло с отделкой из стеклянной пряжи. Мастера использовали в виде декоративных техник миллефиори, стеклянную вить, применяли сеточку из разноцветных стеклянных пластинок, филигрань.
Техника авентурин свойственна изделиям богемского и венецианского стеклоделия. Она представляет собой оригинальный золотой эффект, получаемый при добавлении в стеклянную массу окалины и медного закиса. В венецианском стеклоделии активно использовали и кракелированное стекло с формированием на поверхности изделия сеточки мельчайшей паутинки (кракелюр).
Внутринакладное стекло считается самым сложным мастерством. При производстве стеклянные слои делают ажурными, протравливают, создавая уникальные по красоте цветочные и растительные орнаменты. Такая техника свойственная китайскому и европейскому стеклоделию.
Для витражной техники применяется метод глазурирования (наружная стеклянная поверхность покрывается дополнительным слоем).
Большой популярностью пользуется расписная обработка стекла (художественная доводка). Мастера использовали лаковые, масляные краски, комбинировали их с серебрением и золочением, применяли эмаль.
Глазурованное оригинальное стекло получалось при использовании меди и серебра с дальнейшим обжигом. Такие стеклянные изделия дополнительно травили, расписывали, выцарапывали алмазом.
К особенным разновидностям старинных изделий из стекла относится техника инкрустирования. Она пользовалась особенной популярностью в европейских странах XIX в. В этой технике производили бокалы, графины, вазы, стопки, штофы, кружки и стопки.
Какие старинные изделия из стекла ценятся?
Среди антикварного старинного стекла в мире коллекционеров особенно ценными считаются изделия, обладающие своей историей, сделанные вручную, со смешением различных цветов и форм.
Интерес для любителей старины представляют стеклянные изделия следующих видов:
расписное;
гравированное;
глазурированное;
резное;
шлифованное;
травленное;
пунктированное алмазом;
обдутое песком.
Отдельной и особо ценной группой в мире антиквариата отмечены стеклянная посуда, антиквариат, который создан на заводах Мальцева (Дятьково), Императорском (Гусь-Хрустальный). Высокий коллекционный спрос имеется у Муранского, чешского стекла. Редкими и очень ценными являются стеклянные пепельницы, чернильные наборы и сувениры.
Аукционный дом №1 сегодня проводит большую искусствоведческую работу по поиску произведений, которые, на сегодняшний день, ещё не были представлены на аукционных торгах. Так же на нашей площадке производится оценка антиквариата у экспертов с искусствоведческим образованием! В разделе энциклопедии вы можете найти сведения о европейских, русских и советских художниках, работавших в самых разнообразных жанрах. Страничка каждого художника содержит краткую биографию, галерею работ, аукционные продажи, Также вы можете на нашем сайте купить картину. оценить картину. продать картину интересующих вас авторов!