Русское стекло

История стеклодувного мастерства в России насчитывает около 1000 лет. Ее уникальность в том, что в развитии русского стекла имеется большой временный перерыв, насчитывающий несколько столетий, когда секреты и хитрости мастерства работы с эти красивым и хрупким материалом оказались почти забытыми. История русского антикварного стекла начинала свой путь дважды и смогла успешно возродиться.

В каталоге нашего Антикварного Дома №1 вы можете познакомиться и посмотреть, как выглядят старинные стеклянные изделия. Выставить на продажу антиквариат, который хранится у вас или приобрести красивую вещицу для пополнения коллекции.

История русского стекла

Первые мастерские, где работали стеклодувы, возникли во времена Киевской Руси, на рубеже X-XI вв. Но красоту этого материала наши предки оценили намного раньше, ведь первые стеклянные изделия привозились на Русь в виде драгоценностей из других стран. Разноцветные и однотонные бусинки различного размера поставлялись из восточных стран, среди которых главными поставщиками необычных по красоте украшений и антикварных бутылок была Византия.

Особенно много стеклянных бусин было обнаружено археологами в Старой Ладоге (поселение считалось первой столицей Руси древних времен).

Но все богатейшие и уникальные возможности такого материала русичи оценили при возведении храмов христианской веры, когда в них заиграли на солнце первые стеклянные мозаики. В это время на территории старинной Руси стали появляться стеклодувные мастерские, которые изготавливали нехитрые женские украшения (колечки, бусы, оригинальные браслеты) и мозаичные смальты. К сожалению, все традиции, хитрости и секреты стеклодувного мастерства оказались полностью утрачены во времена нашествия татаро-монгол.

Когда в XVII в. вновь возникла потребность в стеклянных изделиях, антикварных вазах, предметах утвари и украшениях, мастерам пришлось обращаться за помощью к выработанному богатому опыту мастеров стран Европы. Огромная роль в становлении русского стеклодувного мастерства отводилась Измайловскому заводу, который заработал в 1668 г. Для работы на нем были приглашены опытные европейские мастера, они и передали свою технику русским стеклодувам.

На Измайловском заводе стали активно развиваться две школы стеклодувного мастерства:

Одна взяла начало от искусства венецианских стеклодувов, которые работали в уникальной гутной технике (методика свободного выдувания стекла).
Вторая продолжила богатые традиции богемских мастеров-стеклодувов и резчиков.

Обе школы в своих работах придерживались модной в те времена эстетики барокко. Большую популярность среди русских стеклодувов получила гутная техника, более простая в изучении. А вот гравировка долгое время ее была единственной привилегий мастеров иноземцев и лишь в XVIII в. стала постепенно использоваться на русских изделиях из стекла.

Русские стекольные заводы

Стеклоделие, как отдельное самостоятельное направление прикладного творчества, начало формироваться на российских землях в XI в. Последующий всплеск интереса к стеклодувному мастерству и начало его возрождения относится на XVII в. Как мы уже сказали, первым заводом. Который работал со стеклом, стал Измайловский. Он был основан царем Алексеем в 1668 г. в поселении Измайлово.

Завод выпускал много изделий дореволюционного стекла, включая:

изделия с гравировкой;
золоченые сервизы;
сувениры из зеленого и бесцветного стекла;
аптекарскую посуду (ее выпуск был налажен с 1710 г.).

Впоследствии в России стали активно открываться другие стеклодувные заводы и мастерские:

Ямбургский завод, сформированный по приказу князя Меншикова. На производстве делали зеркальные стекла, оконные круги, различную посуду.
Жабинский завод, работающий в создании уникальных стеклянных предметов роскоши для особняков знати и имперского дворца.
Петербургский завод, работающий в двух направлениях: изысканные стеклянные сервизы, посуда для дворца и стандартные простенькие комплекты для обычной продажи.
Потемкинский завод, который с 1792 г. стал именоваться Императорским. Как понятно из названия, основной сферой его деятельности был выпуск изысканных, утонченных и особенно дорогих изделий из стекла. Они шли на украшение дворцовых палат и для преподнесения в дар именитым и знатным людям.
Бахметьевский завод, который работал с прозрачным и цветным стеклом. Стеклянные изделия украшали роскошной позолотой, серебряными окантовками. Особенно ценился «бахметьевский хрусталь».
Среди частных мануфактур особенное положение занимали артели Мальцевых, чьи изделия славились не только на Руси, но и в зарубежье. Мальцевское стекло несло в себе народных дух и расписывалось в старинных русских традициях.

На протяжении долгого времени развития стеклодувного мастерства менялись мода, стили, происходили перемены в использовании техник, возникали новые, отказывались от устаревших. Например, для работ, созданных в начале XIX в., была характерна стилистика ампира. Более поздние стеклянные изделия приобретают гранение. Мастера освоили технику изготовления двойного стекла с нацветом беловато-молочного оттенка, по которому и выполнялась красивая роспись.

Виды антикварного стекла

Были выработаны различные техники производства стеклянных изделий. Все направления, в которых выполнялось старинное стекло: роскошные и красивые сувениры, посуда, сервизы, зависели от определенных эпох.

Консультанты и эксперты нашего Антикварного Дома №1 отлично разбираются в особенностях старинного стеклодувного мастерства, что и позволяет им точно определять период создания того или иного предмета.

Можно выделить следующие разновидности старинного стекла:

Гутное, самая древняя методика стеклодувного мастерства. Изделие приобретало свою форму, внешний вид, окрас непосредственно около плавильной печи. В технике гутного плавления изготавливалось легендарное муранское стекло с отделкой из стеклянной пряжи. Мастера использовали в виде декоративных техник миллефиори, стеклянную вить, применяли сеточку из разноцветных стеклянных пластинок, филигрань.
Техника авентурин свойственна изделиям богемского и венецианского стеклоделия. Она представляет собой оригинальный золотой эффект, получаемый при добавлении в стеклянную массу окалины и медного закиса. В венецианском стеклоделии активно использовали и кракелированное стекло с формированием на поверхности изделия сеточки мельчайшей паутинки (кракелюр).
Внутринакладное стекло считается самым сложным мастерством. При производстве стеклянные слои делают ажурными, протравливают, создавая уникальные по красоте цветочные и растительные орнаменты. Такая техника свойственная китайскому и европейскому стеклоделию.
Для витражной техники применяется метод глазурирования (наружная стеклянная поверхность покрывается дополнительным слоем).
Большой популярностью пользуется расписная обработка стекла (художественная доводка). Мастера использовали лаковые, масляные краски, комбинировали их с серебрением и золочением, применяли эмаль.
Глазурованное оригинальное стекло получалось при использовании меди и серебра с дальнейшим обжигом. Такие стеклянные изделия дополнительно травили, расписывали, выцарапывали алмазом.

К особенным разновидностям старинных изделий из стекла относится техника инкрустирования. Она пользовалась особенной популярностью в европейских странах XIX в. В этой технике производили бокалы, графины, вазы, стопки, штофы, кружки и стопки.

Какие старинные изделия из стекла ценятся?

Среди антикварного старинного стекла в мире коллекционеров особенно ценными считаются изделия, обладающие своей историей, сделанные вручную, со смешением различных цветов и форм.

Интерес для любителей старины представляют стеклянные изделия следующих видов:

расписное;
гравированное;
глазурированное;
резное;
шлифованное;
травленное;
пунктированное алмазом;
обдутое песком.

Отдельной и особо ценной группой в мире антиквариата отмечены стеклянная посуда, антиквариат, который создан на заводах Мальцева (Дятьково), Императорском (Гусь-Хрустальный). Высокий коллекционный спрос имеется у Муранского, чешского стекла. Редкими и очень ценными являются стеклянные пепельницы, чернильные наборы и сувениры.

Аукционный дом  №1 сегодня проводит большую искусствоведческую работу по поиску произведений, которые, на сегодняшний день, ещё не были представлены на аукционных торгах. Так же на нашей площадке производится оценка антиквариата у экспертов с искусствоведческим образованием! В разделе энциклопедии вы можете найти сведения о европейских, русских и советских художниках, работавших в самых разнообразных жанрах. Страничка каждого художника содержит краткую биографию, галерею работ, аукционные продажи, Также вы можете на нашем сайте купить картину. оценить картину. продать картину интересующих вас авторов!

 

Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!