Русское освещение
Промозглой зимой 1730 г. на улицах Москвы впервые появилось освещение. Первые фонари масляного типа зажглись в Китай-городе по случаю приезда в столицу членов императорской династии. Лампы городских фонарей заправлялись конопляным маслом, их число быстро увеличивалось и уже к середине XVIII в. на городских улицах работало более 600 осветительных приборов.
Активно развивалось и предметы для освещения в доме. Старинные лампы, торшеры, люстры антиквариата, дошедшие до наших дней, пользуются большим спросом среди коллекционеров. С уникальными экземплярами, которые несут с собой длинную и увлекательную историю, вы можете познакомиться на страницах каталога нашего Антикварного Дома №1 и заодно пополнить свою коллекцию редких вещей.
История искусственного освещения
Самые ранние образцы осветительных приборов, которые использовались в быту, были датированы XII в. Лампы настольного антиквариата представляли собой сложные устройства, монтируемые из десятков отдельных элементов по типу хороса-паникадило.
Историю старинного искусственного освещения можно обрисовать в следующих исторических периодах:
XIV-XV вв. В Новгороде активно открываются специальные мастерские, в которых отливались осветительные приборы. Там же сложные конструкции и собирались для заказчиков.
XVI-XVII вв. В моду входят изделия художественного литья. Осветительные приборы стадии делать из металлических вставок, деревянных элементов.
XVIII в. Это время бурного расцвета разнообразных осветительных приборов. В их изготовлении использовали различные декоративные элементы, модели отличались разнообразными формами и вполне удовлетворяли запросам населения.
В начале XIX в. мир познакомился с электричеством. Это немедленно отразилось на истории развития осветительных приборов. Антикварное освещение стало более компактными и разнообразными. Источники света стали более яркими и долговечными.
Русское дореволюционное освещение
Старинные осветительные приборы, которые имели хождение на Руси, обладали собственными особенностями:
крестьяне использовали в своих домах светцы с лучинами;
горожане-ремесленники, составляющие бедный класс, применяли железные подсвечники с сальными свечами;
высший класс заказывал для освещения домов разнообразные конструкции, в которых использовались восковые свечи.
Но такое положение дел отмечалось в XIII-XV вв. С развитием промышленных производств активно совершенствовались и осветительные приборы. Старинные люстры становились более изысканными и продуктивными.
Люстры
На фоне повсеместного увлечения такими стилями, как ар-деко, ампир в XVIII-XIX вв. меняется и форма осветительной арматуры. В то время популярностью пользуются два вида люстр: с наличием и отсутствие хрустального убора. При этом все модели отличаются обилием бронзы и металла.
Русские старинные люстры с сохранением хрустального убора ценятся выше у коллекционеров, такие модели подразделяются на несколько разновидностей:
Тяжеловесные и пышные по убранству модели. Их нижняя часть выполняется в виде полушария, используется бронзовый обод, на котором часто наносится гравировка. В качестве декоративных элементов применяются фестоны и хрустальные вставки.
Модели с восходящими по своей форме гирляндами. В таких вариантах от нижнего металлического обода к верхней части отходят хрустальные нити. Нижняя часть имеет вид полушария.
Люстры с чашей из стекла или металла. В таких модификациях обычно использовали богатую отделку и декор.
Люстры подвешивали на высоту на цепях из бронзы. Более простые модели без хрустального убора встречались практически во всех домах горожан. Представители более бедных сословий использовали жестяные модели, которые были приспособлены как для свечей, так и для керосиновых ламп.
Лампы
Лампы на протяжении многих столетий меняли свои формы, которые зависели от господствующих в мире художественных вкусов и достижений техники того периода. Смена стилистики способствовала изменению и декора, конструкционных особенностей ламп. При изготовлении русских старинных ламп мастера отдавали предпочтение новым материалам: цветному стеклу, бронзе, хрусталю, фарфору.
К особенностям светильников эксперты относят уникальный факт: наряду со старинными приборами активно использовались и новейшие достижения. Во многих местах вплоть до самого начала XX в. применяли светцы под лучины. В начале XIX в. на Руси все чаще стали использовать масляные лампы. Вначале такие приборы использовались в общественных местах (коридорах театров, подъездах домов), постепенно ими стали оборудоваться жилые помещения.
Разнообразные по форме масляные светильники изготавливались на легендарной фабрике Китнера. Приборы украшались золоченой отделкой, стеклом.
С появлением ламповых моделей свет стал намного ярче, а сами осветительные приборы стали функционировать гораздо дольше. С их возникновением исчезла и неприятная копоть. Большой популярностью в то время пользовались лампы «карсельские». Они получили название в честь ученого Карселя, который придумал часовое устройство, с помощью которого в горелку автоматически нагнеталось масло.
Торшеры
Масляные лампы имели широкую популярность в России вплоть до конца XIX в. В это время активно создавались новые модели и формы осветительных приборов. Например, большим спросом пользовались торшеры. Модные напольные люстры были очень дорогими, ведь для их производства применяли золоченую бронзу. Для менее привередливого потребителя придумали и торшеры с имитацией под металл: из резной древесины, мастичной лепки, папье-маше. Старинное русское освещение в больших количествах изготавливались в мастерских Москвы и крупных провинциальных центрах.
Сколько стоит старинное русское освещение?
Простейшая керосинка в простеньком металлическом футляре для многих всего лишь незатейливая и миленькая винтажная вещичка. Подобные модели до сих пор можно встретить в деревнях и российских селах. Они популярны и представляют интерес для некоторых коллекционеров дореволюционного освещения.
Но наибольшим спросом пользуются русское освещение в дорогих фарфоровых корпусах. В основу конструкции встраивался металлический прочный резервуар. Благодаря красивым и роскошным абажурам резкий свет конструкции смягчался и становился рассеянным. В некоторых моделях применялись стеклянные матовые шары. Такие модели пользовались особенной популярностью у дворян, а комплектующие для них производились на фабриках Императорских заводов.
Особенную ценность для коллекционеров представляют и лампы, выпущенные на фабриках Болотина, с элегантными хрустальными абажурами. Мастера заводов Попова развивал «керосиновую» тему и так успешно, что под клеймом таких мастеров выпускались настоящие шедевры декоративного освещения. Любой современный антиквар, увлекающийся старинными приборами освещения, желал бы получить себе этот уникальный по красоте керосиновый канделябр, украшенный декоративными сценками из бульварных романов старинной Франции.
Старинный осветительный прибор — не просто вещь, которая может пополнить вашу коллекцию антиквариата. Это настоящая история, уникальный свидетель прошлых времен и удивительных историй.
Аукционный дом №1 сегодня проводит большую искусствоведческую работу по поиску произведений, которые, на сегодняшний день, ещё не были представлены на аукционных торгах. Так же на нашей площадке производится оценка антиквариата у экспертов с искусствоведческим образованием! В разделе энциклопедии вы можете найти сведения о европейских, русских и советских художниках, работавших в самых разнообразных жанрах. Страничка каждого художника содержит краткую биографию, галерею работ, аукционные продажи, Также вы можете на нашем сайте купить картину. оценить картину. продать картину интересующих вас авторов!