Русское декоративно-прикладное искусство
Наше исконное творчество — ярчайшее проявление старинной культуры. История русского народного декоративно-прикладного искусства укладывается в тысячелетия, сколько существует на планете человечество. Наши промыслы не имеют дублей и повторов в мире, ведь Русь издревле славится уникальными людьми, делающими культуру России неповторимой. Через такое искусство можно проследить удивительную взаимосвязь прошлого с современными традициями.
Что такое декоративно-прикладное искусство?
Это форма, одна из разновидностей творчества, где четко отслеживаются наши традиции, те направления, которые зародились много столетий назад. Все изделия, вышедшие из-под рук таких мастеров, хранят неповторимость и богатство традиционной культуры.
В каталоге Антикварного Дома №1 представлена хорошая подборка старинных промысловых изделий. Высоким интересом пользуются товары декоративного назначения, придающие любому интерьеру уникальный колорит и теплоту прошлого.
Особенно ценными становятся старинные изделия прикладного искусства, которые всегда пользуются большим спросом на аукционах и уходят с торгов по высокой цене.
Особенности прикладного искусства
Главной особенностью изделий является их «артельность» (массовость). Русский стиль в декоративно-прикладном искусстве более анонимен, нам становятся известными лишь наименования компаний и артелей, чем отдельные мастера (например, ювелирная компания Карла Фаберже, мебельная фабрика Гамбса). Безымянные мастеровые, которые трудились на таких производствах, создавали уникальные по красоте шедевры.
Первые работы ювелирного и кузнечного искусства мы встречаем у скифов (племена, жившие на большой территории от Сибири до Черноземья). Для них был характерен особенный тератологический (звериный) стиль. Славяне северных областей тесно контактировали со скандинавскими и балтийскими соседями, использовали другую стилистику с причудливыми переплетениями орнаментов.
В регионах Зауралья проживающие угро-финские племена изготавливали оригинальные амулеты из камня, древесины, бронзы со стилистическими изображениями диких лесных животных. Умело вырезанные деревянные ковши отличаются удивительной пластичностью и яркой выразительностью. Подобные традиции долгое время сохранялись в нашем творчестве. Развивались и иные его разновидности.
Виды декоративного искусства
Создаваемые с XVIII-XIX вв. многочисленные крестьянские артели наводнили рынки различной утварью (из глины, дерева, металла), игрушками из древесины и керамики, роскошными коврами, платками и тканями. Большую популярность приобрел такой вид русского декоративно-прикладного искусства, как роспись по древесине (хохломская и городецкая), дымковские игрушки, свистульки из глины, расписные шкатулки из Лукутино и множество других региональных направлений, которые и сформировали уникальный и несравнимый ни с чем народный промысел.
Вологодское кружево
Легендарное творчество народов нашего Севера, «застывшая красота зимы русской», как называли кружево, плетеное ручным методом с помощью специальных коклюшек (деревянные палочки). Промысел зародился в 1820 г., когда крепостные Вологодчины выплетали красивейшие отделки к нарядам помещиков.
Кружево Вологодчины много раз завоевывало заслуженные высокие награды:
1825 г. Париж, первый приз и золотая медаль
1936 г. Франция, награждение Гран-при
1957 г. Брюссель, победа в очередной выставке.
Дымковская игрушка
Древнейший российский промысел, который существовал в слободе Дымково на Вятчине (Кировская область) более 4-х веков. Появление этой уникальной игрушки историки связывают с празднованием весенней Свистуньи. К этому торжеству женщины сел вылепляли оригинальные свистульки из глины. Игрушки имели стилизованный вид под птиц и домашних животных.
В 1959 г. около 60 уникальных работ дымковских мастериц было передано в мировой фонд Академии керамики, расположенный в Женеве.
Скопинская керамика
Единственная во всем мире посудная скульптура, уникальная и необычная по своей красоте и форме. Промысел зародился в 1640 г., а его родоначальником стал скопинский гончар Демид Куреев.
В XIX в. был налажен массовый выпуск глазурованных декоративных подсвечников, фигурных ваз:
обладающих усложненной многоярусной структурой;
украшенных роскошной сувенирной лепниной;
имеющих вид различных зверей и сказочных птиц.
Фантазийные фигурки вывозились на различные базары, ярмарки, которые проводились в российских и украинских регионах. Встретить скопинскую керамику сегодня можно в крупнейших музеях Германии, Франции и Италии.
Гжельская керамика
Одному из красивейших народных промыслов уже более 700 лет. Гжель по праву называется визитной карточкой России. В этот промысел было включено большое количество сел и деревень, которые и составляли «Гжельский куст». Впервые такие изделия упоминались в грамотах времен Ивана Калиты. К особенностям Гжели относится использование для росписи всего двух расцветок: белоснежного и голубого.
Златоустовская стальная гравюра
Златоуст — известный уральский город. Легендарное место прославилось работой мастеров-граверов. Изначально здесь украшали военное оружие. В XIX в. город становится центром художественно-декоративной гравюры, которая применяется и для производства сувениров: письменные принадлежности, металлические статуэтки, портсигары, вазы, пепельницы и пр. В период гражданской войны именно Златоустовские сабли были вручены нашим военачальникам Буденному и Ворошилову.
Лучшие образчики Златоустовского оружия бережно сберегаются я в русских сокровищницах: Оружейной кремлевской палате и Эрмитаже.
Сибирские ковры
Традиции ручного ткачества были широко распространены в селах Тобольских губерний. Появилось это русское декоративно-прикладное искусство в 18 веке, но, по мнению многих историков, ручное ткачество началось еще в XV в. Уникальные по красоте ковры обладают яркой декоративностью благодаря использованию традиционного черного фона и контрастирующих цветовых включений.
Черный цвет символичен плодородным землям, а яркие орнаменты напоминают о летней живописности. Национальные ковры до сих пор создаются на ткацких фабриках Сибири с соблюдением всех традиций старинного махрового ткачества.
Оренбургский пуховый платок
Самый уютный символ России. Но это наименование собирательное, и включает все виды пуховых, сотканных вручную платков:
тяжелые и прочные, утепленные шали;
летние утонченные, невесомо-ажурные паутинки.
Европа познакомилась с ними в 1857 г. на французской выставке. Образцом промысла является уникальный платок прославленной мастеровицы Настасьи Шепковой: «5 аршин в ширину, 5 аршин по длине, да кабы не просто проходил чрез колечко, но и помещался в скорлупку гусишного яйца».
Хохлома
Старинное русское декоративно-прикладное искусство 17 века, начало которого берется в нижегородском поселении Заволжье. Хохлома — это уникальные по красоте росписи по мебели и посуде из древесины.
Хохломскими мастерами используются черный, зеленоватый и алый фон, а сами росписи наносятся золотом:
При выполнении работ на деревянное покрытие наносятся оловянный порошок серебристого цвета.
Затем изделие полностью покрывается специализированным составом.
Несколько раз прокаливается в печи.
В итоге на древесном покрытии и появляется этот уникальный по красоте золото-медовый окрас, а сама легкая посуда кажется более массивной и тяжелой. Традиционно при хохломской росписи используются растительные орнаменты: цветущие веточки, налившиеся соком рябиновые ягоды, земляника.
Практически каждый уголок необъятной России обладает своим неповторимым видом рукоделия. Расписные красивые произведения декоративно-прикладного искусства, сувениры, рукотворные изделия, богатые шали и платки славятся по всему миру, именно их скупают в первую очередь туристы и увозят с собой.