Русский рисунок

Русский дореволюционный рисунок, как и живопись, стал формироваться во времена Киевской Руси. Но к самобытным это творчество эксперты не относят, ведь князь Владимир, помимо христианства, ввез из Византии и определенные художественные традиции. Они, переплетаясь с нашей самобытной языческой культурой, постепенно менялись и трансформировались, создавая новое уникальное направление — русский рисунок.

История русского рисунка

Заинтересованность к этому виду искусства появился на Руси очень давно. Интерес к миниатюрам, книжной графике отмечается еще в XI в. Это мы можем наблюдать в таких произведениях, как «Изборник Святослава» (1073 г.), «Остромирово Евангелие» (1056 г.). Эти рукописные издания наполнены рисованными буквами и различными изображениями.

Жители древней Руси осваивали науку рисования одновременно с грамотой, при этом ученики вырабатывали умения каллиграфии. Рисование в те времена преподавалось во всех монастырских школах.

Чтобы сформировать четкий и уверенный почерк и последующие навыки в искусстве рисования создавались учебные и практические пособия. К одним из самых древних учебников относится «Ерминия» 1566 г. Но рисунку в то время отводилась лишь техническая роль, а процесс обучения ему сводился к тренировке копирования существующих образов. Постепенно рисунок развивался, приобретал новые направления и формировался в отдельное искусство. На это ушли долгие годы.

18 век

В XVIII в. в истории русской культуры случился настоящий крупный переворот, особенно ярким он был в эпоху правления Петра I и его дочери Елизаветы. В ту пору от иконописцев стали требовать обучения приемов рисования светского — портретов, баталий, аллегорических сцен. Мастера стали постепенно приучаться и подражать западноевропейским художникам, что просматривается в русском рисунке 18 века.

Петр I активно отправляет обучаться живописному искусству способных юношей, среди которых наиболее талантливыми оказались:

Андрей Матвеев;
Иван Никитин.

Свои навыки рисования художники привезли обратно в Россию. В середине XVIII в. в Петербурге открылась знаменитая Академия художеств. С этого момента на Руси началась эпоха классического академического рисунка, но развитие в этом направлении шло медленно, лишь немногие мастера могли идеально и натуралистично писать натуру. К числу самых талантливых и востребованных портретистов того периода можно отнести Владимира Боровиковского и Дмитрия Левицкого.

В XVIII в. рисунок воспринимался как некий рабочий материал, карандаш же был одним из инструментов художников. Самоценность такого творчества осозналась намного позже.

Именно по этой причине рисунки, сделанные карандашом, углем, практически не сохранились до наших дней, ведь их просто выбрасывали, не придавая особого значения. Единичные экземпляры рисунка XVIII в. считаются очень ценными для коллекционеров, такие работы крайне редки и дорого оцениваются.

19 век

В начале XIX в. русский рисунок затрагивал исключительно светскую моду, наиболее популярным портретистом того времени и первым мастером рисунка считается Орест Кипренский. Вскоре в обиход стали входить и мода на городские, деревенские пейзажи. Лучшими работами русского рисунка 19 века историки считают Федора Алексеева. Активно занимался рисованием и Алексей Венецианов, он прославился оригинальными жанровыми зарисовками сценок дворянского и крестьянского быта.

В XIX в. большой вклад в развитие и становление русского рисунка внесли Карл Брюллов и Федор Бруни. Нельзя не упомянуть Павла Федотова, который стал первооткрывателем нового направления в этом творчестве — критического реализма. Начало правления Александра II ознаменовалось проведение масштабных реформ, которые затронули и школу русского рисования. В 1871 г. было организовано «Товарищество выставок», которое являлось передвижными и проводилось практически во всех российских провинциальных городках.

В XIX в. карандашный рисунок постепенно отвоевывал себе право называться отдельным видом творчества. Художественное направление приобретает собственные черты, правила и стили работы.

20 век

Русский рисунок XX в. неотрывно связан с творческими достижениями прошлого, он формировался на базе полученного культурного наследия, которое принесли в историю выдающиеся живописцы:

Илья Репин;
Константин Коровин;
Михаил Врубель;
Кузьма Петров-Водкин;
Казимир Малевич;
Борис Кустодиев.

Начало прошлого века было отдано под власть ренессанса, который постепенно уступал капризной моде. На арену русского рисунка 20 века выходят гениальные мастера кисти, творящие в абстракционизме, супрематизме, авангардизме, соцреализме и пр.

Стили рисования дореволюционных рисунков

Карандашный рисунок можно отнести к родоначальнику изобразительного творчества, ведь это неразлучный и верный спутник любого художника. Но одновременно рисунок может существовать и как отдельный вид искусства с собственными законами, историей, языком.

Карандаш имеет огромное количество разновидностей:

графитный;
свинцовый;
серебряный;
восковой;
итальянский;
цветной;
литографический.

Методика его использования в том числе и стилистика работы непосредственно связаны с типом применяемого инструмента. К отдельным стилистическим направлениям относятся работы, выполненные углем, художественным соусом, сангиной. Приемы творчества таких «сухих» техник отличаются большим разнообразием, в каждом рисунке проявляется оригинальность и неповторимость автора, его уникальное восприятие мира, формы, уровень профессионализма и таланта.

При этом каждое время определенной эпохи подбирало стили такого творчества, которые были наиболее созвучны со временем:

при расцвете классицизма модными стали строгие линейные рисунки, аскетичные и точно выверенные;
романтизм добавил творчеству живописность, размашистость линий, яркую контрастность;
поклонники критического реализма сделали из карандаша настоящего «труженика», именно его использовали художники, работающие в рисовальных жанрах;
модерн вернул рисунку потерянную некогда самодостаточность, возвратил эстетичность плавных линий и повысил ценность самого процесса.

При создании своих уникальных рисунков, русские художники порой совмещали используемые инструменты. Например, соединяя на одной бумаге свинцовый и серебряный карандаш, добавляли к нему итальянский, создавая новые витки творчества. Использовались и различные базовые бумаги — грунтованная, цветная, вощеная, холст.

В XX в. техника рисовального творчества заняла равноправное место среди остальных видов искусства.

На смену привычному свинцовому и серебряному карандашу приходит итальянский, отличающийся особенной бархатистостью и мягкостью. Он дал возможность художникам использовать на бумаге новые эффекты с изменениями толщины штриха, живописной передачи освещения. Яркими мастерами, которые активно использовали подобную технику, стали Орест Кипренский, Василий Тропинин, Алексей Стромилов, Федор Бруни, Алексей Венецианов, Карл Брюллов.

Ценность русского рисунка

Современное общество все чаще обращает внимание на духовные ценности прошлого. Старинные русские рисунки, несущие в себе огромную эстетическую ценность, так же важны для нас, как картины именитых мастеров кисти, произведения великих классиков. Старинные художественные работы высоко оцениваются в мире антиквариата, их приобретают ведущие музеи, галереи, частные коллекционеры.

Благодаря нашему Антикварному Дому №1 вы можете познакомиться с этим направлением художественного творчества. В каталоге выставляются уникальные образцы русского рисунка. Вы может не только пополнить этими гениальными работами свою коллекцию, но и выставить на торги свои сохранившиеся работы старых русских мастеров, творивших в этом направлении.

Аукционный дом  №1 сегодня проводит большую искусствоведческую работу по поиску произведений, которые, на сегодняшний день, ещё не были представлены на аукционных торгах. Так же на нашей площадке производится оценка антиквариата у экспертов с искусствоведческим образованием! В разделе энциклопедии вы можете найти сведения о европейских, русских и советских художниках, работавших в самых разнообразных жанрах. Страничка каждого художника содержит краткую биографию, галерею работ, аукционные продажи, Также вы можете на нашем сайте купить картину. оценить картину. продать картину интересующих вас авторов!

Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!