Русский фарфор и керамика

В искусствоведении изделия из фарфора рассматриваются как одно из направлений декоративно-прикладного искусства.

В Российской империи мода на фарфор считается введённой Петром I, который, посетив в 1712 году резиденцию короля Пруссии Ораниенбург, осмотрел имевшиеся там две палаты, убранные в «китайском стиле», и восхитился увиденным. По его указанию была создана Китайская комната в Монплезире и произведены первые закупки фарфора. Вскоре мода на него распространилась среди придворных.

В Россию ввозился, в основном, немецкий фарфор производства майсенской фабрики. Продукция закупалась в больших количествах, но иногда заказывались уникальные сервизы и отдельные изделия.

Популярность фарфора и высокая потребность в нём в сочетании с высокой стоимостью импортной продукции естественным образом привела к мысли об организации собственного производства фарфоровых изделий с использованием местного сырья.  Более того, с 1717 года начали приглашать иностранных мастеров гончарного дела для обучения и организации местного производства

В 1744 году по указанию императрицы Елизаветы под руководством барона И. А. Черкасова на берегу Невы началось строительство «Порцелиновой мануфактуры», где экспериментировал Дмитрий Виноградов, соученик и товарищ Ломоносова. После долгих поисков ему удалось получить качественный фарфор на основе нескольких сортов гжельской белой глины, олонецкого кварца и алебастра. После нескольких лет доработок удалось получить фарфор, по качеству не уступавший саксонскому, а по составу близкий к китайскому.

Первоначально на мануфактуре изготавливали посуду, копировавшую форму широко применяемой металлической, а также мелкие декоративные вещи, такие как табакерки и небольшие фигурки людей и животных. Вся продукция поставлялась исключительно ко двору: фарфоровыми табакерками Елизавета жаловала придворных за заслуги.

В 1765 году невская «Порцелиновая мануфактура» была переименована в Императорский фарфоровый завод.

В 1777—1783 годах Гарднер изготовил для императрицы Екатерины II четыре орденских сервиза Георгиевский, Андреевский, Александровский и Владимирский. Все они были предназначены для приёмов в честь кавалеров этих орденов. Первый же сервиз очень понравился Екатерине II, и Гарднер удостоился высочайшей аудиенции. Сразу после приема московский генерал-губернатор пожаловал мастеру право ставить на его изделиях изображение московского герба. Гарднеровский фарфор стал эталоном для других русских заводов.

Аукционный дом  №1 сегодня проводит большую искусствоведческую работу по поиску произведений, которые, на сегодняшний день, ещё не были представлены на аукционных торгах. Так же на нашей площадке производится оценка антиквариата у экспертов с искусствоведческим образованием! В разделе энциклопедии вы можете найти сведения о европейских, русских и советских художниках, работавших в самых разнообразных жанрах. Страничка каждого художника содержит краткую биографию, галерею работ, аукционные продажи, Также вы можете на нашем сайте купить картину. оценить картину. продать картину интересующих вас авторов!

Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!