Русский фарфор и керамика

В искусствоведении изделия из фарфора рассматриваются как одно из направлений декоративно-прикладного искусства.

В Российской империи мода на фарфор считается введённой Петром I, который, посетив в 1712 году резиденцию короля Пруссии Ораниенбург, осмотрел имевшиеся там две палаты, убранные в «китайском стиле», и восхитился увиденным. По его указанию была создана Китайская комната в Монплезире и произведены первые закупки фарфора. Вскоре мода на него распространилась среди придворных.

В Россию ввозился, в основном, немецкий фарфор производства майсенской фабрики. Продукция закупалась в больших количествах, но иногда заказывались уникальные сервизы и отдельные изделия.

Популярность фарфора и высокая потребность в нём в сочетании с высокой стоимостью импортной продукции естественным образом привела к мысли об организации собственного производства фарфоровых изделий с использованием местного сырья.  Более того, с 1717 года начали приглашать иностранных мастеров гончарного дела для обучения и организации местного производства

В 1744 году по указанию императрицы Елизаветы под руководством барона И. А. Черкасова на берегу Невы началось строительство «Порцелиновой мануфактуры», где экспериментировал Дмитрий Виноградов, соученик и товарищ Ломоносова. После долгих поисков ему удалось получить качественный фарфор на основе нескольких сортов гжельской белой глины, олонецкого кварца и алебастра. После нескольких лет доработок удалось получить фарфор, по качеству не уступавший саксонскому, а по составу близкий к китайскому.

Первоначально на мануфактуре изготавливали посуду, копировавшую форму широко применяемой металлической, а также мелкие декоративные вещи, такие как табакерки и небольшие фигурки людей и животных. Вся продукция поставлялась исключительно ко двору: фарфоровыми табакерками Елизавета жаловала придворных за заслуги.

В 1765 году невская «Порцелиновая мануфактура» была переименована в Императорский фарфоровый завод.

В 1777—1783 годах Гарднер изготовил для императрицы Екатерины II четыре орденских сервиза Георгиевский, Андреевский, Александровский и Владимирский. Все они были предназначены для приёмов в честь кавалеров этих орденов. Первый же сервиз очень понравился Екатерине II, и Гарднер удостоился высочайшей аудиенции. Сразу после приема московский генерал-губернатор пожаловал мастеру право ставить на его изделиях изображение московского герба. Гарднеровский фарфор стал эталоном для других русских заводов.

Аукционный дом  №1 сегодня проводит большую искусствоведческую работу по поиску произведений, которые, на сегодняшний день, ещё не были представлены на аукционных торгах. Так же на нашей площадке производится оценка антиквариата у экспертов с искусствоведческим образованием! В разделе энциклопедии вы можете найти сведения о европейских, русских и советских художниках, работавших в самых разнообразных жанрах. Страничка каждого художника содержит краткую биографию, галерею работ, аукционные продажи, Также вы можете на нашем сайте купить картину. оценить картину. продать картину интересующих вас авторов!

Лот №46
Декоративная лампа с бронзовой отделкой периода Александра II

Императорский фарфоровый завод (ИФЗ)
Фарфор, крытье голубым, позолота. Бронза, литье, патина.
Размеры: высота (с абажуром) 74 см, высота (без абажура) 57 см, высота фарфоровой части 37 см; максимальная ширина (по абажуру) 40 см; ширина фарфоровой части 19 см; диаметр основания 7 см.
Марка: на внутренней стороне тулова «А II» (синим подглазурно).
На тулове — надпись на ленте «СЕЛО ВОИНЪ» и изображение короны со страусовыми перьями, часть герба рода Новосильцевых.
Сохранность: светильник в рабочем состоянии, потертости золочения и крытья, трещинка на бронзовой ручке, абажур поздний; возможны скрытые дефекты.

Лампа происходит из собрания родового имения семьи Новосильцевых (Новосильцовых), находящегося в Орловской губернии, селе Воин. С 1841 г. владение принадлежало тайному советнику и камергеру Петру Петровичу Новосильцеву (1797–1869 гг.), служившему квартирмейстером Генерального штаба. Он принадлежал к кругу передового офицерства, в определенный период был однополчанином Дантеса. По словам Н.В. Гоголя, Новосильцев «был знаком со всем нашим литераторам и вращался в их кругу». С 1851 г. — рязанский губернатор, но после крестьянских волнений был уволен с этой должности и долго жил за границей. В 1860-е гг. вернулся в Россию и проживал в родовом имении Воинового. Его гостями часто были известные люди того времени: сохранились данные, что усадьбу посещали историк Н.М. Карамзин, И.С. Тургенев, А.А. Фет, Л.Н. Толстой и многие другие.

 

 

Цена: 1 322 500
Купить
Лот №41
Чайный сервиз с цветочной росписью на 6 персон (15 предметов)

Завод А.Г. Попова
В сервизе: чайник, сахарница, сливочник, 6 чайных пар.
Фарфор, надглазурная полихромная роспись, позолота.

  1. Чайник. Размеры: высота (с крышкой) 11 см; ширина 23 см; диаметр верха 9,3 см; диаметр основания 8,8 см; диаметр крышки 7,5 см. Марки: 1) «АП» (фирменное, кобальтом подглазурно); 2) «57» (надглазурно, зелёным); 3) «13», «Ц», «I» (в тесте).
  2. Сахарница. Размеры: высота (с крышкой) 9,5 см; ширина 13 см; диаметр верха 10 см; диаметр основания 8 см; диаметр крышки 8,3 см. Марки: 1) «АП» (фирменное, кобальтом подглазурно); 2) «51» (надглазурно, сине-зелёным); 3) «13», «14», «Ц» (в тесте).
  3. Сливочник. Размеры: высота (максимальная) 10,8 см; ширина 12 см; диаметр основания 5,8 см. Марки: 1) «АП» (фирменное, кобальтом подглазурно); 2) «57» (надглазурно, сине-зелёным); 3) «13», «Ф», «О» (в тесте).
  4. Чашки (6 шт.). Размеры: высота 6,7 см; ширина 2 см; диаметр верха 7,2 см; диаметр основания 4 см. Марки: 1) «АП» (фирменное, кобальтом подглазурно); 2) «30» (надглазурно, черным); 3) «6», «10», «16», «О», «Т», «Ц», «Я» (в тесте).
  5. Блюдца (6 шт.). Размеры: диаметр ободка 14,2 см; диаметр основания 8 см. Марки: 1) «АП» (фирменное, кобальтом подглазурно); 2) «30» (надглазурно, черным); 3) «6», «10», «16», «О», «Ф», «Ц» (в тесте).

Сохранность хорошая, незначительные дефекты: потертости позолоты; микротрещина на одной чашке; на одном блюдце царапина на крытье. Составной характер: чайные пары несколько отличаются по росписи от сливочника, чайника и сахарницы.

 

Чайный сервиз на 6 персон был изготовлен на предприятии Алексея Гавриловича Попова, одном из лучших фарфоровых заводов в Российской империи. Он начал свою историю в 1811 г., когда московский купец приобрёл у вольного коллежского комиссара Карла Яковлевича Мелли убыточное производство, существовавшее с 1804 г.  В 1827 г. в своих статистических материалах В.И. Андроссов отмечает, что «завод купца Попова, весьма значительный; работают на нём до 250 чел.; выделывается разных чашек до 8 тыс. дюжин и прочих вещей до 9 тыс. штук». В 1831 г. в Москве проходила Выставка изделий русской отечественной промышленности. Экспертной комиссия за представленные на ней экспонаты присудила А.Г. Попову Малую золотую похвальную медаль.

 

 

Цена: 1 495 000
Продано: 1 300 000
Купить
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!