Русская скульптура

Скульптурное творчество на Руси за XVII-XIX вв. прошло главные пути своего становления. От декоративности роскошного барокко к сдержанно-аскетичной классике. Это направление, подпитываемое инновационными задумками демократичного общества, быстро «пропиталось» духом импрессионизма и иные модными течениями. Каждый период, который внес большой вклад в становление истории русской скульптуры, формировался на базе существующих в определенное время общественности: культурного строя, политических устоев.

В каталоге нашего Антикварного Дома №1 представлена хорошая коллекция различных статуэток старых эпох, выполненных в разнообразных жанрах и направлениях. Вы можете принять участие в лотах как со стороны покупателя, так и продавца. У нас созданы лучшие условия для этого.

Как зарождалась русская скульптура?

Время становления русской скульптуры пришлось на эпоху правления Петра I.  Это был период всеобщего культурного расцвета. В 1703 г. была основана северная столица России, Санкт-Петербург.

Для строительства нового крупного города приглашаются лучшие мастера:

скульпторы Конрад Оснер, Карло Растрелли, Николя Пино, Андреас Шлютер;
архитекторы Антонио Ринальди, Джакомо Кваренги, Франческо Растрелли.

Именно эти гениальные мастера и дали колоссальный толчок к развитию русской скульптуры. Нововведения, новаторские методики, модные направления, пришедшие из-за границы, постепенно трансформировались, проникались русским духом и нарабатывали совершенно новый характер в скульптурах русских художников.

Используемые стили

В «Золотом» веке эпохи правления Екатерины II на фоне повсеместного увлечения классицизмом, скульптура на Руси достигает высочайшего своего уровня.

Возникают новые направления:

Ампир. В этом стиле было создано множество скульптур, знаменующих великую победу над французскими войсками Наполеона.
Эклектика и историзм. Стили стали модными во второй половине XIX в. Их использовали для создания, как камерных архитектурных композиций, так и для разнообразных памятников и сувениров.
Модерн, который проник в скульптурное творчество в XX в. В это же время возник и неорусский стиль, который привел к рождению большого количества уникальных по художественной красоте работ.
Русский авангард был моден сразу после революции. Но просуществовал он недолго, хоть и оставил ряд оригинальных скульптурных композиций.

Во времена Сталина и Брежнева к особенностям русской скульптуры можно отнести увеличение популярности стиля социалистического реализма. В этом направлении было создано большое количество эстетически непривлекательных работ типового образца. Но можно встретить и настоящие шедевры скульптурного мастерства данного периода.

Русская скульптура 18 века

XVIII в. положил начало новому направлению в русской скульптуре — портрету. Гениальным мастером, творящем в этом жанре, является Карло Растрелли, который был приглашен в Россию специально для увековечивания достижений Петра I. Растрелли передает свое мастерство многочисленным ученикам. В этот период были созданы многочисленные бюсты царя, его статуи. Для материала русской скульптуры 18 века в основном использовали бронзу.

Вскоре бронза уступает место мрамору. Пластичный материал дает мастерам возможность тончайшей проработки деталей и поверхностей и становится главным инструментом скульпторов. Конец столетия проходит под эгидой ценности души человека. В этот период творил такой гениальный мастер-скульптуры, как Федот Шубин, который создал свои знаменитые работы: портреты Екатерины II, Петра I, князя Потемкина.

Русская скульптура 19 века

К окончанию XVIII в. привычные скульптурные модели перестают соответствовать духу времени и постепенно уступают идее творческих замыслов на базе прочно укрепляющегося классицизма.  Барокко стали активно критиковать за пышность, нарочитое великолепие и вычурность.

Классицизм идеален для создания человеческой русской скульптуры 19 века, благодаря свойственной ему:

непринужденности и точной расстановке элементов;
целостности применяемых силуэтов;
точности продуманных образов;
лаконичностью пропорций;
идеальностью форм.

Поклонники классицизма стремятся в своей скульптуре приблизиться к аскетичным и реалистичным античным образам, заимствуя из культуры Рима и Древней Греции разнообразные сюжеты и творческие направления. В этом жанре творили такие великие скульптуры России, как Иван Прокофьев, Михаил Козловский, Борис Ордовский, Иван Мартос, Павел Сколов, Федор Гордеев, Иван Витали и др.

В начале XIX в., во времена Отечественной войны (1812 г.) на фоне всеобщего подъема патриотизма и воодушевления народа ведущие скульпторы стали активно разрабатывать для своих работ мотивы, посвященные стойкости духа и героизму. В этот период своими работами прославились такие русские мастера скульптуры, как Степан Пименов, Феодосий Щедрин, Василий Демут-Малиновский.

На фоне повсеместного увлечения классицизмом огромный вклад в развитие скульптурного творчества внесли такие гении архитектуры как Карл Росси, Андрей Воронихин, Антонио Ринальди, Андреян Захаров. Работая совместно с ведущими скульптурами, эти архитекторы создавали уникальные по красоте элементы внешнего декора зданий.

На фоне развития классицизма успешно процветает и медальерная пластика, в технике которой творят многие известные мастера.

К концу XIX в. классицизм стал меняться, в этом направлении возникают различные внутренние противоречия. Неуклонно падает авторитаризм монументальной скульптурной композиции. В скульптурном творчестве первенство завоевывает реализм.

Известные русские скульпторы

Огромную роль в становлении направления реализма сыграл легендарный мастер Петр Клодт. Он является автором гениальной скульптуры «Укротители коней», расположенной в Петербурге на Аничковом мосту. За период своего творчества великий мастер создал огромное количество и бюстов известных личностей. Все его работы отличает детальная прорисовка и максимальная реалистичность. Позам людей скульптор придавал непринужденные позы, что явилось настоящим новаторством в то время.

Ближе к концу первой половины XIX в. русская скульптура меняет свое направление. Мастера подыскивают новые пути развития этой области творчества. Монументальный классицизм уступает свое первенство станковым формам. В большом количестве создаются скульптурные композиции и отдельные произведения, идеи которых направлены на отражение обычной жизни народа и социальные запросы людей.

В становлении и укреплении жанрово-станковой тематики большой вклад внесли такие мастера как Александр Логановский и Степан Пименов.

В дальнейшем направления в скульптуре также несли отражения былинных сюжетов и бытовых тем, что проявляется в:

отказе от слишком явной идеализированности форм тела;
отчетливом акценте на национальный колорит и образ жизни героев сюжета;
повышенном внимании к душе человека;
высоком интересе к обычной жизни обывателей того времени.

Больших высот в сфере скульптурного бытового, анималистического и портретного и жанра достигли известные русские скульптуры Илья Гинцбург, Сергей Иванов, Марк Антокольский, Евгений Лансере, Александр Опектушин, Матвей Чижов. Успешно осваивая новые приемы в творчестве, подключая к работе новаторские материалы, мастерам удавалось усилить трактовку психологических образов своих персонажей.

Аукционный дом  №1 сегодня проводит большую искусствоведческую работу по поиску произведений, которые, на сегодняшний день, ещё не были представлены на аукционных торгах. Так же на нашей площадке производится оценка антиквариата у экспертов с искусствоведческим образованием! В разделе энциклопедии вы можете найти сведения о европейских, русских и советских художниках, работавших в самых разнообразных жанрах. Страничка каждого художника содержит краткую биографию, галерею работ, аукционные продажи, Также вы можете на нашем сайте купить картину. оценить картину. продать картину интересующих вас авторов!

Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!