Русская гравюра

Русская старинная гравюра дошла до современного времени в небольшом количестве. Государственный музей, в котором хранится крупная коллекция печатной графики XVI-XIX в.в. насчитывает порядка 90 000 экземпляров. Это альбомы, иллюстрации к книгам, игральные и графические карты, лубки, карикатурные изображения, афишные листы. Многие экземпляры русской гравюры находятся и в частных коллекциях.

В каталоге Антикварного Дома № 1 вы можете познакомиться с выставленными на торги уникальными произведениями печатного искусства и приобрести ее для украшения интерьера или пополнения своего собрания.

История русской гравюры

На Руси искусство гравирования появилось практически одновременно с возникновением книгопечатания. В 1564 г. по царскому указу один из первых наших книгопечатников Иван Федоров создал книгу «Апостол». В качестве приложения к этому изданию была изготовлена первая русская старинная гравюра. Она изображала евангелиста Луку. На фоне бурного развития книгопечатания совершенствовалось и гравировальное мастерство.

Гравюра 16 века

В XVI в. при правлении Ивана Грозного была открыта первая типография. Основной ее целью являлось изготовление книг для упрочнения цензуры, развития ремесел и торговых отношений. Одновременно и возникли первые гравировальные изображения. На заре своего развития они применялись для иллюстраций к книгам и не были отдельным направлением в искусстве. Талантливые мастера-граверы того времени уезжали в столицу, чтобы трудится над созданием русских гравюр 16 века.

Гравюра 17 века

Во период правления Петра I гравировальная наука получило новый шанс в своем совершенствовании. Гениальный управленец понимал, какой потенциал скрывается в гравюре для просвещения. Гравировальщикам был дан четкий указ о том, чтобы именно в гравировальных изображениях прославлять российские достижения и больше печатать сценки из простого быта народа. Петр I также привез в Россию опытных гравировщиков из Голландии, которые и создали основы русской гравюры 17 века.

В петровской Руси работали такие прославленные голландские мастера гравировального искусства, как:

Гендрик Девит;
Адриан Шхонебек;
Иоганн Бликлант;
Питер Пикарт.

Именно на фоне их и сложилась первая в истории России гравировальная школа, где обучали премудростям гравировки на металле. Среди учеников этой школы были такие известные в будущем мастера, как Иван и Алексий Зубовы, Леонтий Бунин, Василиан Томилов, Алексий Ростовцев и многие другие. Среди лучших произведений той эпохи можно отметить «Антиминса» (изображение, вырезанное на оловянной доске) и уникальные по красоте работы по дереву к «Апокалипсису».

Петровская гравюра — самобытное и уникальнейшее явление в истории всего изобразительного искусства на Руси. Ее познавательная направленность гармонично объединяется с художественными особенностями, а исконно русские традиции творчества переплетаются с методами западноевропейского гравирования.

В задачи гравировальщиков входило создавать чертежные карты, самолично посещать районы сражений и на базе полученных впечатлений делать свои работы. Постепенно искусство гравирования стало отдельным видом. Вскоре в истории русской гравюры сформировалось и первое ее направление — создание оттисков с базовой основы (эстампы).

Граверное дело при правлении Петра I стало очень востребованным у обычного населения. Деревянными и медными гравюрами (их называли «фряжскими листами») украшались дома аристократов, купцов, богатых промышленников. Гравюры активно использовались и как оригинальные поздравительные листы, памятные послания.

Гравюра 18 века

После кончины великого царя гравировальные мастерские были перенесены в московскую Академию наук, где был создан первый гравировальный департамент. Там же появилась первая официальная школа граверов на базе Академии художеств. Изменилось и направление русских гравюр 18 века — мастера-граверы стали заниматься оформлением крупных научных изданий.

XVIII в. официально считается пиковым временем развития русской гравюры. Высокой популярностью пользуются гравировальные изображения городских видов, в особенности северной столицы Санкт-Петербурга.

В России стало возникать множество направлений искусства гравирования. Гравировку использовали для украшения разнообразных видов оружия. Многие оружейники даже сделали гравюру своей визитной карточкой. Резцовая методика гравирования, которая была основной, постепенно меняется на офорт (металлическая гравюра).

Были изобретены разнообразные варианты механических оттисков и создания гравюр в России. В начале XIX в. они постепенно стали уступать литографии (техника плоской печати с переносом рисунка на бумажную основу).

Гравюра 19 века

Возникновение искусства литографии дало начало многочисленным вариантам этой техники. Постепенно интерес общественности к глубокой печати угасает. Репродукционные гравюры все больше отходят на второй план, особенно на фоне развития фотомеханики. В этой время стали высоко цениться оригинальные гравюры, а также работы, созданные в единственном экземпляре.

Развитие гравировального мастерства XIX в. неразрывно связано с именем Клодта К.К. Вышедший на пенсию после длительной службы в армии Константин Клодт все оставшееся время посвятил искусству ксилографии. Много сил вложил в развитие гравировального мастерства гениальный педагог, художник Матэ В. У него обучались выдающиеся гении граверного искусства: Павлов В., Остроумов-Лебедев А., Шиллинговский И., Фалилеев В.

Они впервые стали применять в гравировальных работах цвет. Техника исполнения гравюр становится более яркой, наблюдались бурные изменения в пейзажном и портретном жанрах, они становятся динамичными и резкими. В это же время возникает и инновационный материал, активно используемый в мастерстве гравирования — линолеум.

Известные русские художники

Первыми граверами, которые многое внесли в развитие искусства гравирования, стали Иван и Алексей Зубовы. Братья обучались резьбе в Оружейной палате у приглашенных Петром I мастеров-голландцев. Интересно, что младший Иван предпочитал резьбовую технику, а Алексей работал с офортом.

Талантливые российские мастера стали первыми граверами, которые превращали обычные документы (карты, чертежи) в настоящие произведения искусства, при этом четко выдерживая точность используемых данных. Именно Алексей Зубов стал первым мастером, который стал создавать гравировку с роскошными видами старинного Санкт-Петербурга.

Не менее крупный вклад внесли в дело становления гравюр русских художников и такие мастера, как:

Мохаев М.И.;
Васильев Я.В.;
Кучалов Г.А.;
Соколов И.В.;
Виноградов Е.Г.;
Внуков Е.Т.;
Еляков И.П.

Легендарные граверы трудились в департаменте гравировки московской Академии наук. XVII-XVIII вв. представили миру целую плеяду талантливых мастеров, которые работали в технике создания городских пейзажей. К числу таких мастеров относятся Галактионов С.Ф., Ухтымский А.Г, братья Чесские: Иван и Кузьма.

Гравюры всегда будут представлять ценные объекты коллекционирования. Конечно, работы граверов, даже старинных прославленных мастеров не уходят с молотка за баснословные деньги, как, например, картины художников. Но все же стоимость некоторых работ в области гравировального искусства может доходить до миллионов долларов.

Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!