Уваров-Скиталец Степан Никитович
Годы жизни: | 1863 - 1936 гг. |
Уваров-Скиталец Степан Никитович (1863 - 1936 гг.). График, живописец, пропагандист русского искусства. Сведения о жизни в России отрывочны и противоречивы. В сентябре 1884 поступил вольнослушателем в МУЖВЗ, но через полгода оставил учебу, не имея возможности ее оплачивать. В 1886 подавал заявление о приеме в число вольнослушателей петербургской ИАХ, однако сведения о дальнейшей учебе отсутствуют. Согласно собственным свидетельствам Уварова, зафиксированных в архивных документах Чехословакии, до революции в России он был лектором и инспектором Министерства народного просвещения, много ездил по стране (за что получил эпитеты художника-путешественника и художника-этнографа), читал лекции, вел уроки «практического рисования», продавал свои графические работы, преимущественно пейзажи. С 1919 года жил в Чехословакии. Получил известность как художник-пропагандист русского искусства и моралист, называл себя основателем народного направления в живописи и «кочующим апостолом практической этики». Осенью 1922 в Общественном доме в Праге открыл выставку «Народный передвижной храм русского искусства». Экспозиция состояла из оригинальных произведений, предметов, книжных иллюстраций, репродукций, фотографий. Был издан каталог-брошюра, посвященный истории русского искусства, написанный Уваровым с использованием «Истории русского искусства» И. Э. Грабаря. Вход на выставку был бесплатный, каталог продавался в специально построенной для этого в псевдорусском стиле избушке. Уваров с помощью переводчика проводил экскурсии по выставке. В дальнейшем передвижная выставка объехала разные города страны ‒ Тренчин (1923), Братислава, Кошица, Нитра, Трнавы (1924), Липтовски-Микулаш, Лученец, Жилина (1928), Кежмарок (1934). По данным художника к 1934 он организовал 28 выставок и 750 лекций. О выставке неоднократно писали чехословацкие газеты. В 1929 издал сборник «Славянин. Юбилейное издание к тысячелетию князя св. Вячеслава. 929–1929» с подборкой текстов по истории и культуре славянских стран, фотографиями автора, его графических работ и выставок, а также благодарственных писем. Его картины на русские темы и пейзажи, написанные чаще всего тушью, были невысокого качества, однако рекламный антураж передвижных выставок, использование славянофильской риторики, патриархальный внешний вид «с развивающейся по ветру белой бородой» позволяли ему продавать их по высоким ценам. Среди покупателей были городской музей Банска-Бистрицы, городская управа Пльзеня, городской банк Трнавы. В 1930 принял участие в Большой выставке русского искусства в Белграде. В 1933 направил письма президенту Франции, Папе Римскому и королю Англии (копии сохранились в архиве РГАЛИ) с предложениями принять в дар картины по случаю своего 85-летия.