Усто Мумин
Годы жизни: | 1897 — 1957 гг |
Усто Мумин (Александр Владимирович Николаев, 1897–1957)
Усто Мумин, настоящее имя — Александр Владимирович Николаев, — советский художник-живописец, график, иллюстратор и плакатист. Он стал одним из ключевых представителей туркестанского авангарда, синтезировав в своём творчестве традиции русского модернизма и восточной культуры.
От кадетского корпуса к Малевичу
Александр Николаев родился в 1897 году. В 1908–1916 годах он учился в Сумском кадетском корпусе близ Полтавы, а затем продолжил образование в Уланском корпусе в Твери. В 1918 году занимался живописью в студии А. Бучкури в Воронеже. Уже год спустя, в 1919-м, стал слушателем Вторых Государственных Свободных художественных мастерских в Москве, где учился у К. Малевича — одного из лидеров русского авангарда.
Восток, покоривший художника
В 1920 году по мандату Туркестанского Центрального Исполнительного Комитета (ТуркЦИК) Николаева направляют в Ташкент для развития культуры и искусства в Средней Азии. Этот переезд стал поворотным моментом в его жизни. Вдохновлённый атмосферой Востока, художник с головой погружается в изучение народных традиций, ремёсел, архитектуры и природы Узбекистана.
Именно здесь, в 1920-х годах, он берёт псевдоним Усто Мумин, что в переводе означает «Верный мастер». Под этим именем он создаёт свои самые известные произведения.
Программные работы 1920-х
Усто Мумин работает в жанре живописи, графики и портрета. Среди его лучших ранних работ — проникнутые поэтичной восточной чувствительностью композиции:
- «Мальчик в меховой шапке» (1921)
- «Мальчик с перепёлкой» (1921)
- «Дутарист» (1923)
- «Сон пастуха» (1923)
- «Дорога жизни» (1924)
- «Чайханщик» (1928)
- «Мальчик с виноградом» (1920-е)
Эти работы объединяет восточная лирика, утончённый символизм и уникальная пластика, в которой чувствуется влияние как русской иконы, так и персидской миниатюры.
Плакатист и оформитель
В 1920–1930-х годах Николаев активно работает в жанре агитационного плаката и городского оформления. Он создаёт постконструктивистские композиции, близкие по духу объединению ОСТ. Один из известных примеров — плакат «Сельскохозяйственный рабочий, заботься о лошадях» (1933). В это время он совмещает художественную работу с педагогической и выставочной деятельностью.
Арест и возвращение
В 1938 году, во время работы главным художником Узбекского павильона на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ) в Москве, Николаев был арестован. Он провёл несколько лет в заключении. Несмотря на это, в 1943 году был удостоен Почётной грамоты ЦИК Узбекской ССР за участие в создании Уйгурского театра.
После освобождения художник продолжает активную творческую и общественную деятельность. Он работает сценографом, создаёт новые графические циклы и сохраняет верность восточной тематике.
Наследие
Произведения Усто Мумина хранятся в крупнейших художественных коллекциях:
- Государственная Третьяковская галерея
- Государственный музей искусства народов Востока
- Нукусский художественный музей имени И. В. Савицкого
- Музей искусств Узбекистана
Кроме того, тиражные плакаты художника находятся в фондах Российской государственной библиотеки, а также в частных коллекциях в России и Великобритании.
Художник между мирами
Усто Мумин — фигура уникальная. Он был русским художником, который органично стал частью узбекской культуры. Его работы остаются примером тонкого диалога между Востоком и Западом, между духовным и земным. В них звучат темы любви, созерцания, красоты повседневной жизни и высокой поэзии духа.