Усто Мумин

Годы жизни:1897 — 1957 гг

Усто Мумин (Александр Владимирович Николаев, 1897–1957)

Усто Мумин, настоящее имя — Александр Владимирович Николаев, — советский художник-живописец, график, иллюстратор и плакатист. Он стал одним из ключевых представителей туркестанского авангарда, синтезировав в своём творчестве традиции русского модернизма и восточной культуры.

От кадетского корпуса к Малевичу

Александр Николаев родился в 1897 году. В 1908–1916 годах он учился в Сумском кадетском корпусе близ Полтавы, а затем продолжил образование в Уланском корпусе в Твери. В 1918 году занимался живописью в студии А. Бучкури в Воронеже. Уже год спустя, в 1919-м, стал слушателем Вторых Государственных Свободных художественных мастерских в Москве, где учился у К. Малевича — одного из лидеров русского авангарда.

Восток, покоривший художника

В 1920 году по мандату Туркестанского Центрального Исполнительного Комитета (ТуркЦИК) Николаева направляют в Ташкент для развития культуры и искусства в Средней Азии. Этот переезд стал поворотным моментом в его жизни. Вдохновлённый атмосферой Востока, художник с головой погружается в изучение народных традиций, ремёсел, архитектуры и природы Узбекистана.

Именно здесь, в 1920-х годах, он берёт псевдоним Усто Мумин, что в переводе означает «Верный мастер». Под этим именем он создаёт свои самые известные произведения.

Программные работы 1920-х

Усто Мумин работает в жанре живописи, графики и портрета. Среди его лучших ранних работ — проникнутые поэтичной восточной чувствительностью композиции:

  • «Мальчик в меховой шапке» (1921)
  • «Мальчик с перепёлкой» (1921)
  • «Дутарист» (1923)
  • «Сон пастуха» (1923)
  • «Дорога жизни» (1924)
  • «Чайханщик» (1928)
  • «Мальчик с виноградом» (1920-е)

Эти работы объединяет восточная лирика, утончённый символизм и уникальная пластика, в которой чувствуется влияние как русской иконы, так и персидской миниатюры.

Плакатист и оформитель

В 1920–1930-х годах Николаев активно работает в жанре агитационного плаката и городского оформления. Он создаёт постконструктивистские композиции, близкие по духу объединению ОСТ. Один из известных примеров — плакат «Сельскохозяйственный рабочий, заботься о лошадях» (1933). В это время он совмещает художественную работу с педагогической и выставочной деятельностью.

Арест и возвращение

В 1938 году, во время работы главным художником Узбекского павильона на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ) в Москве, Николаев был арестован. Он провёл несколько лет в заключении. Несмотря на это, в 1943 году был удостоен Почётной грамоты ЦИК Узбекской ССР за участие в создании Уйгурского театра.

После освобождения художник продолжает активную творческую и общественную деятельность. Он работает сценографом, создаёт новые графические циклы и сохраняет верность восточной тематике.

Наследие

Произведения Усто Мумина хранятся в крупнейших художественных коллекциях:

  • Государственная Третьяковская галерея
  • Государственный музей искусства народов Востока
  • Нукусский художественный музей имени И. В. Савицкого
  • Музей искусств Узбекистана

Кроме того, тиражные плакаты художника находятся в фондах Российской государственной библиотеки, а также в частных коллекциях в России и Великобритании.

Художник между мирами

Усто Мумин — фигура уникальная. Он был русским художником, который органично стал частью узбекской культуры. Его работы остаются примером тонкого диалога между Востоком и Западом, между духовным и земным. В них звучат темы любви, созерцания, красоты повседневной жизни и высокой поэзии духа.

Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!