Порет Алиса Ивановна
Годы жизни: | 1902 - 1984 гг. |
Алиса Ивановна Порет (1902–1984) — советская живописец, график, художник книги
Алиса Ивановна Порет — яркая советская художница и иллюстратор. Она была известна как представительница ленинградского авангарда. Её творчество связано с кругом К. С. Петрова-Водкина и П. Н. Филонова. Кроме того, она много работала как книжный график.
Образование и становление
Порет родилась 15 (28) апреля 1902 года в Санкт-Петербурге. Уже в 1917 году она начала учиться в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств. Позднее Алиса поступила в Художественно-промышленный техникум. В 1921 году её приняли во ВХУТЕИН, где она училась у А. И. Савинова и К. С. Петрова-Водкина. В 1925 году она защитила дипломную работу «Четверо за столом». После этого началась её профессиональная карьера.
Художественные объединения и проекты
В 1925 году Порет вступила в объединение «Мастера аналитического искусства» под руководством П. Н. Филонова. Благодаря этому она участвовала в оформлении «Калевалы» для издательства Academia. Сегодня её рисунки из этого проекта хранятся в Музее искусств Карелии. Уже в следующем году Алиса присоединилась к обществу «Круг художников». Кроме того, она активно работала над коллективными панно и поддерживала связь с группой учеников Филонова. Более того, её творческая энергия проявлялась в самых разных жанрах, что делало её заметной фигурой эпохи.
Творчество и иллюстрация
Порет создала множество иллюстраций для детских книг и журналов, например «Ёж» и «Чиж». Особенно важной стала её работа над первыми русскими иллюстрациями к «Винни-Пуху» для текста Бориса Заходера. Кроме этого, она придумала цикл акварелей «Семь смертных грехов». Её рисунки отличались не только фантазией, но и тонкой линией. К тому же они передавали психологическую глубину образов.
Портреты и автопортреты
Портретное искусство занимает важное место в наследии Порет. Она изображала своих современников, среди которых были Даниил Хармс, Мария Юдина и Кирилл Струве. Автопортреты художницы раскрывают не только её характер, но и внутренний мир. Почти каждый портрет наполнен жизнью, эмоциями и музыкальной энергетикой.
Личная жизнь и окружение
В 1933 году Алиса вышла замуж за театрального художника Петра Снопкова. После развода в 1937 году её супругом стал композитор Борис Майзель. Тем временем в квартире Порет на Фонтанке часто собирались поэты, музыканты и художники. Здесь обсуждали новые идеи, творческие планы и обсуждали самые яркие проекты своего времени.
Трудности и признание
Несмотря на все трудности, Алиса Порет не прекращала творить. В 1930-е годы её обвиняли в «формализме», исключили из Союза художников. Во время блокады Ленинграда её эвакуировали. Уже в 1945 году она вернулась и поселилась в Москве. Даже после тяжёлых лет Порет продолжала заниматься искусством. Её персональные выставки состоялись в 1974 и 1980 годах.
Наследие
Сегодня работы Алисы Порет хранятся в Русском музее, в Музее искусств Карелии, а также в собраниях Архангельска, Тбилиси и в частных коллекциях. Благодаря сочетанию авангардных поисков и глубокого лиризма, её искусство до сих пор вдохновляет ценителей и исследователей. Кроме того, работы Порет востребованы и за пределами России.
Алиса Ивановна Порет — художница, которая умела соединять эксперимент и искренность. Её наследие остаётся актуальным и сегодня.