Никритин Соломон Борисович

Годы жизни:1898–1965

Соломон Борисович Никритин (1898–1965)

Соломон Никритин — живописец, график, сценограф, дизайнер и один из самых влиятельных теоретиков русского авангарда. Он стал автором направления «проекционизм», объединив искусство, науку и социальную утопию. Его имя связано с крупнейшими экспериментами 1920-х годов — от проекционного театра до аналитического искусства.

Ранние годы и образование

Никритин родился 30 ноября 1898 года в Чернигове. В 1909–1914 годах учился в Киевском художественном училище. Затем продолжил образование в частных студиях: у Леонида Пастернака в Москве и Александра Яковлева в Петрограде. В 1918 году вернулся в Киев и работал в студии Александры Экстер. Он также участвовал в праздничном оформлении города к революционным торжествам.

В 1919 году стал одним из организаторов Еврейской культурной лиги в Киеве. В 1920 году вместе с художником Климентом Редько он переехал в Харьков, а затем — в Москву. Благодаря содействию Анатолия Луначарского, художники получили мастерскую и возможность учиться во Вхутемасе. Там Никритин занимался сначала у В. В. Кандинского, а с 1922 года — у Давида Штеренберга.

Авангард и проекционизм

С начала 1920-х годов Никритин активно участвовал в формировании нового художественного языка. В 1921 году он участвовал в конкурсе на оформление Красной площади к Третьему конгрессу Коминтерна вместе с Петром Вильямсом. В 1922 году возглавил группу «Электроорганизм», а в 1923 — группу «Метод». Он стал автором и идеологом теории проекционизма — концепции, рассматривающей искусство как активное моделирование будущего.

В том же году он организовал Экспериментальные выставки проекционного театра. Кроме того, Никритин работал в Музее живописной культуры: в 1922–1925 годах он был председателем научно-художественного совета, а с 1925 по 1929 — руководителем аналитического отдела. В 1926 году безуспешно пытался попасть в ГИНХУК к Казимиру Малевичу.

Художественные объединения и выставки

Никритин был членом Общества станковистов (ОСТ) с 1925 по 1931 год, хотя в выставках не участвовал. После раскола ОСТа он стал одним из организаторов «Изобригады» (1931–1932), где вместе с С. Я. Адливанкиным сформулировал её идейную платформу.

Он участвовал в ряде крупных выставок: в 1-й Русской художественной выставке в галерее Ван Димена (Берлин, 1922), 1-й дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства (1924), а также в выставке отчётных работ, созданных в районах индустриального и колхозного строительства (1931). В 1925, 1927 и 1929 годах провёл персональные выставки в Музее живописной культуры в Москве.

Поздние годы и обвинения в формализме

С начала 1930-х годов художник всё чаще сталкивался с критикой. Его обвинили в формализме, и с середины десятилетия он практически перестал участвовать в выставочной деятельности. Тем не менее, он продолжал работать. Он сотрудничал с Политехническим музеем и оформлял павильоны на ВСХВ (1936–1941). В 1933 году выполнил роспись «Капиталистический рай» для Музея труда.

Периодически Никритин работал в кино и продолжал заниматься сценографией. В годы Великой Отечественной войны участвовал в проекте «Окна ТАСС», создавая агитационные плакаты. После войны жил и работал в Рязани, продолжая писать в духе сюрреализма и экспрессионизма.

Наследие и признание

Произведения Соломона Никритина хранятся в крупнейших музейных собраниях: Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Каракалпакском государственном музее искусств имени И. В. Савицкого в Нукусе, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.

Хотя в советские годы его творчество оставалось в тени, в постсоветский период к Никритину вернулся интерес. Его выставки прошли в Москве и за границей, а идеи проекционизма вновь стали предметом обсуждения в академической и кураторской среде.

Значение

Соломон Никритин — это художник, для которого искусство было не только формой, но и мышлением. Его поиски на стыке живописи, театра, теории и общественного действия предвосхитили многие идеи современного искусства. Его наследие — важная часть истории русского авангарда и пример того, как художник может быть одновременно теоретиком, практиком и реформатором.

Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!