Мухина Вера Игнатьевна
Годы жизни: | 1889-1953 |
Мухина Вера Игнатьевна (1889-1953) - cкульптор, график, сценограф, художник декоративно-прикладного искусства.
Происходила из состоятельной купеческой семьи. Детские годы провела в Крыму. Первоначальное художественное образование получила в феодосийской гимназии. В 1908–1911 занималась в школе К. Ф. Юона и И. О. Дудина в Москве; в 1911 — в скульптурной студии Н. А. Синицыной; в 1911–1912 — в мастерской И. И. Машкова. В 1912–1914 жила в Париже, училась в частной школе Ф. Коларосси, в академиях «Ля Палетт» у А. Ле Фоконье и М. Метценже и «Гранд Шомьер» у Э.-А. Бурделя, посещала Школу изящных искусств. Познакомилась со многими представителями художественной жизни Парижа того времени — О. Цадкиным, Ж. Липшицем, Л. С. Поповой и другими. В 1914 совершила путешествие по Италии. В том же году возвратилась в Россию.
Жила в Москве. В 1915–1916 как ассистентка А. А. Экстер создала эскизы костюмов ко многим постановкам в Московском Камерном театре. В 1918 — начале 1920-х занималась промышленным дизайном, разрабатывала эскизы этикеток, тканей, афиш. По плану монументальной пропаганды выполнила проекты памятников Н. И. Новикову (1918), «Освобожденный труд» (1920), В. М. Загорскому (1921), «Пламя Революции» (1922–1923) для Москвы, а также «Революция» для Клина. В 1923 вместе с Экстер работала художником-модельером в московском Ателье мод. Помогала Экстер в создании оформления к кинофильму «Аэлита». Являлась членом объединений «Монолит» (с 1919), «Четыре искусства» (с 1924), Общества русских скульпторов (с 1926).
В 1926–1927 преподавала в классе лепки Художественно-промышленного техникума при Музее игрушки, в 1927–1930 — во ВХУТЕИНе в Москве. С конца 1930-х работала на Ленинградском фарфоровом заводе, в начале 1940-х — в экспериментальном цехе художественного стекла при Ленинградской зеркальной фабрике (вместе с А. А. Успенским и Н. А. Тырсой).
В 1937 была удостоена Гран-при на Всемирной выставке в Париже за скульптуру «Рабочий и колхозница».
Выполнила декоративные скульптурные группы для Москворецкого моста в Москве (1938), памятники А. М. Горькому в г. Горьком (1952), П. И. Чайковскому в Москве (открыт в 1954). Создала обширную портретную галерею современников: исполнила портреты Н. К. Кольцова (1929), С. А. Замкова (1935), В. К. Коккинаки (1939), П. Н. Львова (1940), С. С. Юдина (1940), И. Л. Хижняка (1942), Б. А. Юсупова (1942), К. Ф. Юона (1943), Н. Н. Бурденко (1943), А. Н Крылова (1945), А. П. Довженко (1951) и других. Неоднократно (в 1941, 1943, 1946, 1951, 1952) становилась лауреатом Сталинской премии, в 1943 была удостоена звания народного художника СССР, в 1947 избрана действительным членом Академии художеств СССР.
Ретроспективные выставки Мухиной прошли в Москве (1955, 1971, 1989), Ленинграде (1959, 1971, 1979, 1989), Бухаресте (1967), Париже (1971, вместе с А. С. Голубкиной и С. Д. Лебедевой).
Мухина — выдающийся советский скульптор, одна из основоположников социалистического реализма в скульптуре. В раннем творчестве (начало 1920-х) была близка кубизму со свойственными ему условно-схематическими композиционными решениями. В середине 1920-х выработала собственный пластический язык, характерными особенностями которого являются монументальность форм, акцентированная архитектоника, художественное обобщение, активное движение. Ведущей темой искусства было прославление духовной красоты советского человека. В своем творчестве обращалась к самым различным материалам — как традиционным (гипс, мрамор, бронза, дерево), так и новым (нержавеющая сталь, стекло).
Произведения Мухиной находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Киевском музее русского искусства, Музеях Ватикана и других.