Лентулов Аристарх Васильевич
Годы жизни: | 1882-1943 |
Аристарх Васильевич Лентулов (1882–1943)
Аристарх Лентулов — российский и советский художник-авангардист, сценограф, педагог и один из родоначальников русского авангарда. Он вошёл в историю как член-учредитель объединения «Бубновый валет», а также как яркий экспериментатор в живописи и театральном искусстве.
Ранние годы и обучение
Лентулов родился 16 января 1882 года в селе Чёрная Пятина Пензенской губернии. Его отец, сельский священник, скончался, когда мальчику исполнилось всего два года. Первоначальное образование Аристарх получил в духовном училище и семинарии. Однако духовная карьера его не привлекала — гораздо больше интересовало искусство.
Сначала он поступил в Пензенское художественное училище, позже продолжил обучение в Киевском художественном училище. В эти годы Лентулов находился в непростом материальном положении и был вынужден подрабатывать: давал уроки, выполнял заказы, участвовал в выставках объединений «Венок» и «Стефанос». В этот период на него сильно повлияли Малявин и Врубель.
Однако из-за конфликтного поведения Лентулову пришлось вернуться в Пензу. Попытка поступить в Академию художеств в Петербурге не увенчалась успехом. Тем не менее, он не оставил творчество.
Творческий путь и влияние Парижа
С 1907 года художник сближается с Давидом Бурлюком, изучает творчество старых мастеров и активно участвует в выставках. В 1908 году он пишет картину «Портрет четырёх», работает над пейзажами, всё чаще используя насыщенные, контрастные оттенки — например, краплак и зелёный «поль-веронез».
В 1910 году Лентулов отправляется в Париж и поступает в Академию Ла Палетт. Там он знакомится с кубистами Жаном Метценже и Альбером Глезом. Под влиянием французского авангарда его работы становятся более смелыми по форме и цвету. Он создаёт такие полотна, как «Звон», «Москва», «Василий Блаженный», где пространство дробится на плоскости, а цвета звучат напряжённо и ярко.
«Бубновый валет» и авангард
По возвращении в Россию Лентулов становится одним из основателей объединения «Бубновый валет». Он активно выставляется, экспериментирует с кубофутуризмом, участвует в формировании нового художественного языка. Его живопись — взрыв цвета и формы, она выражает ритмы города, движение, свет.
Кроме того, он оформляет спектакли в МХАТе, Камерном театре и Большом театре. Его сценография была смелой, выразительной и глубоко художественной. Например, оформление оперы «Демон» или спектакля «Испанский художник» стало заметным событием.
1920-е годы и зрелый стиль
В 1920-е Лентулов постепенно возвращается к более натурным формам. Он становится председателем Общества московских художников, занимается пейзажем, натюрмортом, портретом. Среди характерных работ этого времени — «Овощи», «Закат на Волге». Однако даже в этих картинах чувствуется стилистическая свобода, декоративность и внутренняя театрализация.
Преподавание и наследие
На протяжении всей жизни Лентулов совмещал творчество с преподаванием. Он работал в Московском художественном институте и Вхутемасе–Вхутеине, где передавал свой опыт молодым художникам. Таким образом, он стал не только новатором, но и наставником нового поколения.
Художник скончался в Москве 15 апреля 1943 года. Его наследие занимает достойное место в истории русского искусства. Работы Лентулова находятся в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, а также в частных коллекциях.