Лентулов Аристарх Васильевич

Годы жизни:1882-1943

Аристарх Васильевич Лентулов (1882–1943)

Аристарх Лентулов — российский и советский художник-авангардист, сценограф, педагог и один из родоначальников русского авангарда. Он вошёл в историю как член-учредитель объединения «Бубновый валет», а также как яркий экспериментатор в живописи и театральном искусстве.

Ранние годы и обучение

Лентулов родился 16 января 1882 года в селе Чёрная Пятина Пензенской губернии. Его отец, сельский священник, скончался, когда мальчику исполнилось всего два года. Первоначальное образование Аристарх получил в духовном училище и семинарии. Однако духовная карьера его не привлекала — гораздо больше интересовало искусство.

Сначала он поступил в Пензенское художественное училище, позже продолжил обучение в Киевском художественном училище. В эти годы Лентулов находился в непростом материальном положении и был вынужден подрабатывать: давал уроки, выполнял заказы, участвовал в выставках объединений «Венок» и «Стефанос». В этот период на него сильно повлияли Малявин и Врубель.

Однако из-за конфликтного поведения Лентулову пришлось вернуться в Пензу. Попытка поступить в Академию художеств в Петербурге не увенчалась успехом. Тем не менее, он не оставил творчество.

Творческий путь и влияние Парижа

С 1907 года художник сближается с Давидом Бурлюком, изучает творчество старых мастеров и активно участвует в выставках. В 1908 году он пишет картину «Портрет четырёх», работает над пейзажами, всё чаще используя насыщенные, контрастные оттенки — например, краплак и зелёный «поль-веронез».

В 1910 году Лентулов отправляется в Париж и поступает в Академию Ла Палетт. Там он знакомится с кубистами Жаном Метценже и Альбером Глезом. Под влиянием французского авангарда его работы становятся более смелыми по форме и цвету. Он создаёт такие полотна, как «Звон», «Москва», «Василий Блаженный», где пространство дробится на плоскости, а цвета звучат напряжённо и ярко.

«Бубновый валет» и авангард

По возвращении в Россию Лентулов становится одним из основателей объединения «Бубновый валет». Он активно выставляется, экспериментирует с кубофутуризмом, участвует в формировании нового художественного языка. Его живопись — взрыв цвета и формы, она выражает ритмы города, движение, свет.

Кроме того, он оформляет спектакли в МХАТе, Камерном театре и Большом театре. Его сценография была смелой, выразительной и глубоко художественной. Например, оформление оперы «Демон» или спектакля «Испанский художник» стало заметным событием.

1920-е годы и зрелый стиль

В 1920-е Лентулов постепенно возвращается к более натурным формам. Он становится председателем Общества московских художников, занимается пейзажем, натюрмортом, портретом. Среди характерных работ этого времени — «Овощи», «Закат на Волге». Однако даже в этих картинах чувствуется стилистическая свобода, декоративность и внутренняя театрализация.

Преподавание и наследие

На протяжении всей жизни Лентулов совмещал творчество с преподаванием. Он работал в Московском художественном институте и Вхутемасе–Вхутеине, где передавал свой опыт молодым художникам. Таким образом, он стал не только новатором, но и наставником нового поколения.

Художник скончался в Москве 15 апреля 1943 года. Его наследие занимает достойное место в истории русского искусства. Работы Лентулова находятся в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, а также в частных коллекциях.

Лотов нет
Лот №329
Лентулов Аристарх Васильевич (1882-1943)
Лубочный плакат «Масса немцев пеших, конных/Едут с пушками в вагонах,/Да казаки по опушке/Раскидали немцам пушки/И под-лих казачий гомон — /Вражий поезд был изломан!»

Художник: Лентулов А.В. Автор текста: Маяковский В.В.
Бумага, хромолитография. Москва: Издательство "Сегодняшний Лубок", 1914 год. Типо-литография С.Мухарского.
Размер 37,5 Х 55,5 см. Незначительные повреждения по краям.

На начальном этапе Первой мировой войны группа русских художников-авангардистов, включая Владимира Маяковского, Казимира Малевича и Аристарха Лентулова, создала объединение «Сегодняшний лубок», выпускавшее сатирические антигерманские и антиавстрийские плакаты и открытки в поддержку военных действий России. Название объединения было связано с традиционной русской народной гравюрой - лубком, сочетавшим простые рисунки и тексты популярных сказок.

Эстимейт: 50 000 — 80 000
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!