Ламм Леонид Израилевич
Годы жизни: | 1928–2017 |
Леонид Израилевич Ламм (1928–2017) — известный московский художник, с 1982 года живший в Америке.
Отправной точкой для его творчества, как и для многих мастеров его поколения, стало искусство русского авангарда. В 1944 году Ламм поступает на архитектурный факультет Московского строительного института им. Моссовета, где его учителем становится давний друг отца, художник и архитектор авангарда Яков Чернихов (1889-1951). В 1947 году он был исключен из института за недоносительство на арестованных друзей, студентов-математиков МГУ из группы «Нищие сибариты», которые написали письмо в Лигу наций о карательной политике Сталина. В 1949-1954 годах учится на факультете художественного редактирования Московского полиграфического института.
После окончания Полиграфического института в 1954 году Ламм был направлен в Саратов. Там он работал художником в областном книжном издательстве, где познакомился с Борисом Миловидовым, другом Якова Чернихова по ВХУТЕМАСу. Вернувшись в Москву Ламм продолжал заниматься книжной графикой как почти все остальные художники, составившие позднее цвет нового московского авангарда.
На протяжении своего творческого пути Ламм предлагал ряд идей, нашедших впоследствии развитие и законченное оформление в творчестве других мастеров. Например: иронический диалог с Казимиром Малевичем, абстракция и ассамбляж с компонентами ready-made. Ламм – один из первых сделал слово изображением и стал – задолго до соц-арта — играть с идеологическими символами, культурными кодами, визуальными образами, социальными мифами, осознав недостаточность станковой картины. Кроме того, он раньше других ощутил необходимость активного и буквального вовлечения зрителя в пространство художественного произведения и, тем самым, вплотную подошел к инсталляционному мышлению. Ламм являлся едва ли не единственным из старшего поколения художников, кто использовал компьютерные технологии и видео. Был Ламм и одним из первых в нашей стране акционистов: в 1967 году он вместе с И. Гельбахом ночью облил красной краской памятник Маяковскому. Действие изначально придумывалось как хеппенинг, рассчитанный на реакцию случайных зрителей и реакцию властей.
В 1973 году художник подает документы на выезд с семьей из СССР, в результате проводит в заключении (Бутырская тюрьма, институт психиатрии им. В. П. Сербского, тюремный лагерь под Ростовом-на-Дону) почти три года. Работает лагерным художником и делает рисунки и акварели, которые впоследствии были использованы автором в живописи, ассамбляжах, инсталляциях («На свободу с чистой совестью» (1974 – 1984), «Рождение образа» (1990).
В 1982 году художник вместе с женой и дочерью эмигрирует в США. В 1985 году состоялась первая персональная выставка в Америке «Воспоминание из сумеречной зоны», организованная известным коллекционером неофициального искусства Нортоном Доджем (галерея Фаирбед, Александрия, штат Вирджиния). В 2002 году Ламм впервые после эмиграции посещает Москву и Петербург, тогда же открывается его персональная выставка «Инсинуации» в галерее Гельмана (Москва).