Кившенко Алексей Данилович
Годы жизни: | 1851-1895 |
Кившенко Алексей Данилович (1851–1895)
Живописец, график, мастер батальной и исторической живописи, представитель академического направления в русском искусстве второй половины XIX века.
Ранние годы и образование
Алексей Кившенко родился в 1851 году в семье крепостного, управляющего конным заводом графа Д. Н. Шереметева в Тульской губернии. Уже в начале 1860-х годов он проявил интерес к живописи: посещал занятия в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, а также принимал участие в рисовальных вечерах Санкт-Петербургской Артели художников (1864–1867).
В конце 1860-х он начал обучение в Технологическом институте, но курс не завершил. Затем недолго состоял слушателем Медико-хирургической академии. Его настоящим призванием стала Академия художеств, в которой он учился с 1867 по 1877 год. Сначала числился вольнослушателем, затем перешёл в разряд постоянных учеников. Он занимался в историческом и костюмном классе под руководством К. Ф. Гуна.
Академические успехи
В период обучения Кившенко получил все существовавшие академические награды: малые и большие серебряные медали (1871, 1872, 1874), малую золотую медаль за картину «Самсон и Далила» (1876), а в 1877 — большую золотую медаль за полотно «Брак в Кане Галилейской». Ему присвоили звание классного художника 1-й степени. Однако из-за незавершённости дипломной работы он не получил пенсионерской поездки. Чтобы добиться права на стажировку за границей, он по собственной инициативе написал картину «Военный совет в Филях в 1812 году» (1880).
Заграничная стажировка и становление
В 1880–1883 годах Кившенко находился в Германии и Франции как пенсионер Императорской Академии художеств. Наиболее плодотворными стали его занятия в Мюнхене, где он совершенствовал технику в мастерских Г. Макса, Ю. Бензура, Ю. Брандта и В. Дица. Кроме того, он побывал в Дрездене, Берлине, Дюссельдорфе, Париже и Нормандии. Несмотря на запланированный срок, художник вернулся в Россию досрочно.
В 1884 году за охотничьи сцены «На псарном дворе», «Сбор гончих» и «Погоня за лисицей» он получил звание академика. Спустя девять лет, в 1893 году, был удостоен звания профессора за картины «Чтение Высочайшей грамоты Уральскому войску» и «Нижегородские драгуны, преследующие турок по дороге к Карсу».
Творчество и поездки
Кившенко активно работал в области исторической и батальной живописи, но не ограничивался только этими жанрами. Он писал пейзажи, жанровые сцены, охотничьи сюжеты и занимался иллюстрацией. Несмотря на новаторские веяния в искусстве, он сохранял верность академическим традициям.
С 1872 года художник совершал творческие поездки по Ярославской, Костромской, Владимирской и Московской губерниям. Позднее, по заказу великого князя Владимира Александровича, он работал над серией произведений, посвящённых Русско-турецкой войне 1877–1878 годов. Для этого он посетил Закавказье (1884, 1886), Турцию (1886), Болгарию (1892) и Уральск (1891). Кроме того, в 1891 году он участвовал в археологической экспедиции в Сирию и Палестину.
Выставки, преподавание и общественная деятельность
Кившенко активно участвовал в академических выставках с 1879 года. В 1892–1894 годах он возглавлял Санкт-Петербургское общество художников, которое сам же и основал. С 1893 года также стал членом Общества русских акварелистов и регулярно участвовал в его выставках.
Он преподавал в Центральном училище технического рисования барона Штиглица (1883–1889), а в последние годы жизни руководил мастерской батальной живописи в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств (1894–1895).
Наследие
Произведения Кившенко хранятся в крупнейших музейных собраниях России, включая Государственную Третьяковскую галерею и Государственный Русский музей. Его картины, в том числе «Военный совет в Филях», стали хрестоматийными образцами русской исторической живописи. Благодаря точности, композиционной ясности и живому повествованию они сохраняют актуальность и интерес у зрителей по сей день.