Ходасевич Валентина Михайловна

Годы жизни:1894-1970 гг

Валентина Михайловна Ходасевич (1894–1970)

Валентина Ходасевич — выдающийся советский живописец, график и театральный художник. Её имя ассоциируется с расцветом сценографии XX века, а её живопись сочетается с тонкой психологической выразительностью. В разных жанрах она показала высокий профессионализм и редкое чувство формы.

Ранние годы и образование

Ходасевич родилась 13 (25) марта 1894 года в Москве. Её отец, адвокат и коллекционер, с юных лет приобщал дочь к искусству. Благодаря этому, Валентина уже в подростковом возрасте поступила в Строгановское училище (1908–1910). Позже она училась у Фёдора Рерберга.

Затем художница продолжила обучение за границей. В 1910–1911 годах она занималась в мюнхенской мастерской Гуго фон Хабермана. В Париже она осваивала живопись в Академии Витти под руководством Кееса ван Донгена. Это дало ей доступ к передовым течениям европейского искусства.

Творческий путь

В 1912 году Ходасевич вернулась в Москву. Сразу после этого она начала работать в мастерской Владимира Татлина. Уже в 1912–1913 годах её произведения экспонировались на выставках «Союза молодежи», «Бубнового валета» и «Мира искусства».

В 1913 году она вышла замуж за художника Андрея Дидерихса и переехала в Петроград. Здесь её основной жанр — портрет. Она писала современников, в том числе — Максима Горького и других культурных деятелей.

Однако с конца 1910-х годов Ходасевич постепенно переходит к театральной сценографии. Уже в 1918 году она оформила спектакль «Дерево превращений» по пьесе Гумилёва. Это стало началом обширной карьеры в театре.

Театральная карьера

В 1920–1930-е годы Ходасевич активно оформляла спектакли. Особенно плодотворным стал её период в Ленинградском театре оперы и балета, где с 1930 по 1936 год она занимала должность главного художника.

Среди её известных работ — декорации к балетам Дмитрия Шостаковича («Золотой век») и Бориса Асафьева («Бахчисарайский фонтан»). Кроме того, она оформляла театры в Ташкенте, Перми и Москве. Всего на её счету около 150 спектаклей.

В то же время Ходасевич продолжала работать как график. Её эскизы костюмов, выполненные акварелью и гуашью, отличаются живостью и тонкой стилизацией.

Стиль и особенности

Художницу отличал яркий индивидуальный почерк. В живописи — это мягкий колорит и выразительный портрет. В театре — пластичность форм и тонкое чувство ритма. Она умела объединить сценическую выразительность с психологической точностью.

Признание и наследие

В 1934 году в Ленинграде прошла персональная выставка Валентины Ходасевич. Несмотря на эвакуации в годы войны и переезды, она не прекращала творческую деятельность.

Художница скончалась 25 мая 1970 года в Москве. Её наследие включает сотни работ — живописных, графических и театральных. Они хранятся в крупнейших музеях:

  • Государственный Русский музей

  • Третьяковская галерея

  • Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

  • Театральные музеи России

Итог

Валентина Ходасевич — одна из главных фигур в истории русской сценографии и театрального искусства XX века. Её вклад в развитие портрета, сценической композиции и художественного образования по праву признан значимым. Благодаря её творчеству, мы можем лучше понять атмосферу эпохи и богатство визуального языка советской сцены.

Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!