Генин Роберт Львович
Годы жизни: | 1884–1941 |
Генин Роберт Львович (1884–1941) - Живописец, график. Из семьи торговца. Детство и юность провел в Одессе и Вильно. Учился в Виленской рисовальной школе (1898–1899), Одесском художественном училище (1899–1902, не окончил). Занимался ретушью фотографий. В декабре 1902 уехал в Мюнхен, недолгое время посещал Школу А. Ашбе. Затем перебрался в Париж. Учился в Академии Р. Жюльена (1904–1906), параллельно посещал высшие курсы социальных наук в Сорбонне.
В конце 1900-х возвратился в Мюнхен. Исполнял рисунки, политические карикатуры, в том числе на русские темы, для журнала «Jugend» (1907–1919). В 1910 по заказу Музея Штеттина создал эскизы стенной росписи на тему «Труд» (не осуществлены). Впоследствии они были выпущены в виде альбома литографий «Фигурные композиции» (1912, 20 листов) и принесли художнику «широкую» известность. Член мюнхенского графического объединения «Sema» (1911–1912), член-учредитель Нового Сецессиона в Мюнхене (1914). В 1911 познакомился с членами объединения «Синий всадник» В. В. Кандинским, А. Г. Явленским, М. В. Верёвкиной.
С началом Первой мировой войны был на положении гражданского пленного в деревне Трудеринг под Мюнхеном. В 1919 приобрел дом и поселился в Асконе (Швейцария). Зимние месяцы проводил в Берлине или окрестностях Парижа, в 1930 перебрался в Париж. Много путешествовал по Франции, Италии (1912–1913), работал в Каире. В 1926 совершил поездку на острова Ява и Бали, откуда привез много этюдов и зарисовок. Опубликовал книгу «Далекий остров», которую проиллюстрировал собственными индонезийскими рисунками (Берлин, 1928).
Работал в области станковой и монументальной живописи; испытал влияние П. Пюви де Шаванн, Г. фон Маре; прошел через увлечение творчеством немецких экспрессионистов и французских постимпрессионистов. Писал пейзажи, портреты, композиции жанрового содержания, обнаженную натуру. Автор живописных произведений: «Невеста» (1910), «У источника», «Двойной портрет (Автопортрет с женой)» (оба — 1913), «Танцовщица легонга (Отдых после танца)», «Балийка» (оба — 1926), «Обнаженная на столе» (между 1926 и 1931) и других.
Занимался литографией, ксилографией, офортом. Выпустил альбомы ««Женщина. Отношение женщины к войне» (1915, литография, 11 листов), «Офорты» (1919, 19 листов) «Люди» (офорт, 8 листов), «Цирк» (офорт, 7 листов), «Типы берлинских притонов» (1923, офорт и литография, 30 листов). Издал автобиографическую книгу «Эскизы и впечатления» (1920), в которую вошли 80 рисунков пером и 5 литографий. Выполнил иллюстрации к книгам: «История графа Эрдмана Промница» Я. Вассермана (1921), «Die Engel mit dem Spleen» К. Эдшмида (1923), «Симфония “Песнь о Земле” Г. Малера» Г. Бетге (1923).
Экспонировался в Осеннем салоне (1910, 1911). Провел персональные выставки в галерее «Thannhauser» в Мюнхене (1913, 1-я; 1917, 1919; имел с галерей эксклюзивный договор на продажу работ); галереях «Flechtheim» (1922, 1923) и «Modern» (1927) в Берлине, «J. Bonjean» в Париже (1931), «Lilienfeld» в Нью-Йорке (1935); городских музеях Цюриха (1914), Базеля (1922) и Кельна (1928), в Амстердаме (1933). Участвовал в русском отделе Балтийской выставки в Мальмё (1914), выставке русского искусства в Ганновере (1921), русском отделе Международной выставки в Дюссельдорфе (1922), берлинском Сецессионе и салоне Тюильри в Париже (1918–1928).
С 1922/1923 страдал острым воспалением суставов, около 10 лет лечился на курортах. В начале 1930-х при посредничестве советского представительства Красного Креста в Швейцарии и посольства в Париже получил советское гражданство и разрешение на переезд в СССР.
В марте 1936 возвратился в СССР; поселился в Москве. Член МОССХ (с 1937). Преподавал в мастерских «Пролетарская артель» в Мстёре, где вел курс фрески и живописи. Работал над композицией «Сбор урожая в СССР» для павильона «Совхозы» («Зерно») на ВСХВ (1937–1938, не сохранилась). Автор доклада о технике фресковой живописи (зачитан в июне 1936 на заседании МОССХ). Был привлечен Б. М. Иофаном к работе над росписями Дворца Советов. Подготовил монографию о фреске, которая была приобретена комитетом по строительству Дворца Советов.
Ретроспективная выставка произведений состоялась в Эслингене (Германия).
Произведения Генина находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Музее современного искусства в Нью-Йорке, Чикагском Художественном институте, Окружном музее искусств Лос-Анджелеса (LACMA), Художественном музее в Базеле, Художественном музее Регенсбурга и других