Делла-Вос-Кардовская Ольга Людвиговна

Годы жизни:1875-1952

Ольга Людвиговна Делла — Вос — Кардовская (1875–1952)

Ольга Людвиговна Делла — Вос — Кардовская — выдающаяся художница, график и педагог, вошедшая в историю русского искусства как одна из первых женщин, представленных к званию академика. Наряду с А. П. Остроумовой — Лебедевой и З. Е. Серебряковой она стала символом признания женского вклада в профессиональное изобразительное искусство России.

Образование и ранние годы

Будущая художница родилась в 1875 году. Первое художественное образование она получила в Харькове, где с 1891 по 1894 год занималась в студии профессора Шрейдера — известного мастера реалистического пейзажа. В 1894 году Делла — Вос поступила в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. Обучение проходило в мастерской И. Е. Репина, что оказало значительное влияние на её формирование как художницы.

Первые выставки и творческий путь

Своё дебютное участие в выставке Делла — Вос — Кардовская осуществила в 1897 году. На мероприятии, организованном Обществом поощрения художеств, она представила эскизы к полотну «Жанна Дарк». Работы были включены в экспозицию «Опыты художественного творчества (эскизов) русских и иностранных художников и учеников».

Мюнхенский период и обращение к иллюстрации

После окончания Академии художница вышла замуж за графика Дмитрия Николаевича Кардовского. Супруги провели два года в Мюнхене, где Ольга Людвиговна продолжила творческое развитие и впервые обратилась к книжной иллюстрации. В 1903 году она выполнила иллюстрации к рассказам А. П. Чехова «Спать хочется» и «Чёрный монах». Эти работы были созданы уже в Петербурге и стали значимой вехой на новом этапе её карьеры.

Расцвет творчества

Наиболее плодотворным временем для художницы стали 1906–1907 годы. В этот период она проявила себя как зрелый и самобытный мастер, представив на выставках Нового общества и московского Союза художников такие полотна, как «Девушка с лейкой», «Прачка», «Девочка с васильками». Эти произведения отличались трепетным отношением к повседневности, свежестью восприятия и обаянием простых сюжетов.

Влияние «Мира искусства»

Хотя Делла — Вос — Кардовская не входила в состав участников выставок объединения «Мир искусства», она была тесно связана с его кругом. Это проявилось, в частности, в её пейзажных работах, запечатлевших дворцовую архитектуру Царского Села и Павловска. Такие произведения, как «Среди зелени», «Фасад Екатерининского дворца», «Вольер в Павловске», демонстрируют её тяготение к декоративности и изысканной эстетике.

Педагогическая деятельность

С 1903 года Делла — Вос — Кардовская совмещала творческую работу с преподаванием. До 1910 года она руководила собственной школой-студией в Царском Селе. После революции она продолжила преподавание, открыв бесплатную художественную школу в Переславле — Залесском.

Поездка в Швейцарию и поиски новых форм

В 1912 году художница побывала в Швейцарии. В это время она увлеклась живописью П. Сезанна, и под влиянием его искусства создала ряд пейзажей, отражающих интерес к конструктивности формы и цвету.

Поздний период

После революции Делла — Вос — Кардовская вновь обратилась к реалистической манере письма. Примером этого стал пейзаж «Холмы под Переславлем» (1926). Однако наиболее ярко её дар проявился в портретном жанре. Ещё до революции она писала автопортреты и изображения близких: «Портрет Д. Н. Кардовского» (1913), «Портрет дочери». Впоследствии она создала портреты выдающихся деятелей науки и культуры, демонстрируя тонкую психологическую выразительность.

Общественная деятельность и признание

Ольга Людвиговна активно участвовала в художественной жизни. Она входила в объединения «Жар-Цвет», Союз русских художников (СРХ), а позднее — в Союз советских художников (ССХ). Её вклад в развитие отечественного искусства был отмечен и прижизненно, и посмертно. Творческое наследие художницы хранится в музеях России, включая Третьяковскую галерею и Русский музей.

Ольга Делла — Вос — Кардовская оставила яркий след в истории отечественной живописи. Её искусство — это гармония формы, эмоциональная глубина и неизменная преданность реалистической традиции.

Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!