Бурлюк Давид Давидович
Годы жизни: | 1882 - 1967 |
Давид Давидович Бурлюк (1882–1967)
Живописец, график, поэт, иллюстратор и теоретик искусства. Один из основателей русского футуризма. Представлен в музейных и частных коллекциях по всему миру.
Давид Бурлюк — яркая и многогранная фигура в истории русского и мирового авангарда. Его вклад в развитие футуризма, литературного и художественного авангарда начала XX века сложно переоценить. Помимо живописи и графики, он активно занимался издательством, писал стихи и манифесты, формируя новый художественный язык времени.
Образование и творческое становление
Будущий художник родился 21 июля 1882 года в Харьковской губернии. Его путь в искусстве начался с учёбы в Казанской художественной школе (1898–1899), где он занимался у К. Г. Л. Мюфке и Г. А. Медведева. Затем он продолжил обучение в Одесском художественном училище (1899–1900, 1910–1911), где преподавали такие мастера, как К. К. Костанди, Г. А. Ладыженский, А. А. Попов.
Позже он отправился в Европу, где учился в Мюнхенской Королевской академии художеств у В. фон Дица и в школе А. Ашбе (1902–1904). В Париже он совершенствовал мастерство в студии Фернана Кормона. В 1911–1914 годах обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками были Л. О. Пастернак и А. Е. Архипов. Однако за активную пропаганду футуризма Бурлюк был исключён из училища.
Роль в русском авангарде
Уже в начале 1910-х годов Бурлюк стал одним из лидеров русского литературно-художественного авангарда. Он не только участвовал в выставках, но и организовывал их: «Стефанос», «Звено», «Венок-Стефанос», «Выставка современных течений», «Треугольник». В числе экспонентов были будущие звёзды модернизма.
Кроме того, его работы выставлялись на экспозициях «Салона» С. К. Маковского, в «Салонах» В. А. Издебского, объединениях «Союз молодёжи», «Бубновый валет», «Мир искусства» и других.
В 1910 году он стал основателем первого футуристического объединения «Гилея» (также известных как «будетляне»). Именно с его подачи был издан знаменитый манифест «Пощёчина общественному вкусу», где, вместе с Маяковским, он провозгласил отказ от устаревших канонов в искусстве.
Жизнь в эмиграции и карьера в США
После революции и периода нестабильности Бурлюк эмигрировал. В сентябре 1922 года он поселился в Нью-Йорке, где продолжил активную творческую и издательскую деятельность. Он выступал с лекциями в рабочих клубах, участвовал в литературной группе «Серп и молот», был членом Клуба Джона Рида.
В Америке он регулярно устраивал персональные выставки — в Нью-Йорке, Чикаго, Вашингтоне, Сан-Франциско и других городах. Более того, вместе с женой он основал издательство М. Н. Бурлюк, где публиковались книги прозы, поэзии, мемуаров и статей.
С 1930 года Бурлюк начал издавать собственный журнал Color and Rhyme, в котором публиковал автобиографические очерки, дневники, эссе о живописи и литературе. Таким образом, он стал не только художником, но и хроникёром эпохи.
Поздние годы и международное признание
В 1950-х годах он построил дом в Хэмптон-Бейс (США), где открыл собственную галерею. Несмотря на эмиграцию, Бурлюк сохранял связь с родиной: в 1956 и 1965 годах он дважды посещал СССР. Кроме того, в 1962 году он совершил кругосветное путешествие, в ходе которого прошли его персональные выставки в Брисбене (Австралия) и Мюнхене (Германия).
После смерти художника (1967, Лонг-Айленд) его наследие активно изучается и выставляется по всему миру. В 1995 и 2000 годах в Русском музее Санкт-Петербурга прошли масштабные ретроспективы.
Художественное наследие и рыночная ценность
Творчество Бурлюка охватывает различные стили: неопримитивизм, фовизм, кубофутуризм, экспрессионизм. Его произведения представлены в:
- Государственной Третьяковской галерее
- Государственном Русском музее
- музеях США, Японии, Германии, Франции
- престижных частных коллекциях
Картины Давида Бурлюка регулярно появляются на международных аукционах, демонстрируя стабильный интерес среди коллекционеров.