Бодаревский Николай Корнилиевич

Годы жизни:1850-1921
Страна:Россия

Николай Корнилиевич Бодаревский (1850–1921)

Живописец, график. Академик Императорской Академии художеств. Член ТПХВ. Мастер портрета, жанровой сцены и монументального искусства.

Николай Бодаревский — один из наиболее известных художников конца XIX — начала XX века. Его творчество объединяет реализм передвижников, академическую живопись и светскую портретную традицию. Работы Бодаревского хранятся в крупнейших музеях и продолжают привлекать внимание коллекционеров на антикварных и художественных аукционах.

Происхождение и художественное образование

Николай Бодаревский родился 24 ноября (6 декабря по новому стилю) 1850 года в Одессе в дворянской семье. Его род восходит к древнему молдавскому роду господарей Чегодарь-Бодарескул. Детство и юность будущего художника прошли в культурной среде, где он получил хорошее образование и возможность развивать художественные способности.

Он окончил Одесскую рисовальную школу, после чего в 1869 году поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. Обучался в классе исторической живописи у Т. А. Неффа, П. М. Шамшина и В. П. Верещагина.

Во время обучения художник получил:

  • две большие и две малые серебряные медали за рисунки с натуры (1871)
  • малую золотую медаль за программу «Давид играет на гуслях перед Саулом» (1873)
  • в 1875 году — звание классного художника I степени за картину «Апостол Павел объясняет догматы веры...»

Творческая карьера и выставки

Бодаревский жил и работал в Одессе, Санкт-Петербурге и Москве. Путешествовал по Швейцарии и Франции (1895–1896), знакомился с европейским искусством. Работал как в станковой, так и в монументальной живописи.

Он принимал участие в оформлении значимых архитектурных объектов:

  • росписи Храма Христа Спасителя в Москве
  • мозаики в интерьере Храма Спаса на Крови в Петербурге
  • портретная галерея (14 композиторов) для Большого зала Московской консерватории

С 1880 по 1918 год (с перерывами) участвовал в Товариществе передвижных художественных выставок (ТПХВ), а с 1884 года стал его членом. Также выставлялся в:

  • Московском обществе любителей художеств (1881–1898)
  • Товариществе южнорусских художников (с 1900 по 1919, член с 1900 года)
  • международных выставках в Париже (1889), Чикаго (1893), Риме (1913),
  • Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде (1896)

В 1908 году за «известность на художественном поприще» ему было присвоено звание академика Императорской Академии художеств.

Стиль и жанры

В раннем творчестве 1880-х годов Бодаревский был близок по духу передвижникам, разделяя их интерес к социальной тематике и народному быту. Однако в дальнейшем его живопись эволюционировала в сторону академизма с элементами салонного стиля.

Художник работал в разных жанрах:

  • салонный и официально-репрезентативный портрет
  • исторические композиции
  • бытовые и жанровые сцены
  • пейзажи

Особенно известен его портретный цикл, включающий изображения аристократов, интеллектуалов и два портрета императрицы Александры Фёдоровны.

Наследие

После революции художник вернулся в Одессу, где продолжал работать и преподавать. Он скончался в 1921 году, оставив обширное творческое наследие.

Работы Бодаревского хранятся в крупнейших собраниях:

  • Государственная Третьяковская галерея
  • Государственный Русский музей
  • Художественные музеи Украины и Европы
  • частные коллекции и аукционные фонды
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!