Бодаревский Николай Корнилиевич
Годы жизни: | 1850-1921 |
Страна: | Россия |
Николай Корнилиевич Бодаревский (1850–1921)
Живописец, график. Академик Императорской Академии художеств. Член ТПХВ. Мастер портрета, жанровой сцены и монументального искусства.
Николай Бодаревский — один из наиболее известных художников конца XIX — начала XX века. Его творчество объединяет реализм передвижников, академическую живопись и светскую портретную традицию. Работы Бодаревского хранятся в крупнейших музеях и продолжают привлекать внимание коллекционеров на антикварных и художественных аукционах.
Происхождение и художественное образование
Николай Бодаревский родился 24 ноября (6 декабря по новому стилю) 1850 года в Одессе в дворянской семье. Его род восходит к древнему молдавскому роду господарей Чегодарь-Бодарескул. Детство и юность будущего художника прошли в культурной среде, где он получил хорошее образование и возможность развивать художественные способности.
Он окончил Одесскую рисовальную школу, после чего в 1869 году поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. Обучался в классе исторической живописи у Т. А. Неффа, П. М. Шамшина и В. П. Верещагина.
Во время обучения художник получил:
- две большие и две малые серебряные медали за рисунки с натуры (1871)
- малую золотую медаль за программу «Давид играет на гуслях перед Саулом» (1873)
- в 1875 году — звание классного художника I степени за картину «Апостол Павел объясняет догматы веры...»
Творческая карьера и выставки
Бодаревский жил и работал в Одессе, Санкт-Петербурге и Москве. Путешествовал по Швейцарии и Франции (1895–1896), знакомился с европейским искусством. Работал как в станковой, так и в монументальной живописи.
Он принимал участие в оформлении значимых архитектурных объектов:
- росписи Храма Христа Спасителя в Москве
- мозаики в интерьере Храма Спаса на Крови в Петербурге
- портретная галерея (14 композиторов) для Большого зала Московской консерватории
С 1880 по 1918 год (с перерывами) участвовал в Товариществе передвижных художественных выставок (ТПХВ), а с 1884 года стал его членом. Также выставлялся в:
- Московском обществе любителей художеств (1881–1898)
- Товариществе южнорусских художников (с 1900 по 1919, член с 1900 года)
- международных выставках в Париже (1889), Чикаго (1893), Риме (1913),
- Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде (1896)
В 1908 году за «известность на художественном поприще» ему было присвоено звание академика Императорской Академии художеств.
Стиль и жанры
В раннем творчестве 1880-х годов Бодаревский был близок по духу передвижникам, разделяя их интерес к социальной тематике и народному быту. Однако в дальнейшем его живопись эволюционировала в сторону академизма с элементами салонного стиля.
Художник работал в разных жанрах:
- салонный и официально-репрезентативный портрет
- исторические композиции
- бытовые и жанровые сцены
- пейзажи
Особенно известен его портретный цикл, включающий изображения аристократов, интеллектуалов и два портрета императрицы Александры Фёдоровны.
Наследие
После революции художник вернулся в Одессу, где продолжал работать и преподавать. Он скончался в 1921 году, оставив обширное творческое наследие.
Работы Бодаревского хранятся в крупнейших собраниях:
- Государственная Третьяковская галерея
- Государственный Русский музей
- Художественные музеи Украины и Европы
- частные коллекции и аукционные фонды