Белов Михаил Александрович
Годы жизни: | 1900 - 1984 гг |
Белов Михаил Александрович (1900 - 1984 гг.). Родился в с. Старая Лопастейка Вольского района, в детские годы жил в Хвалынске, где и получил «запасы семян» своей родины. Хотя большая часть жизни художника прошла вдали от родного края, связь с взрастившей его землёй сохранил на всю жизнь. Определившись с выбором профессии, Михаил Александрович в 1918 году поступил в Казанское художественное училище, но жизненные планы круто изменила Гражданская война. Художественное образование он продолжил спустя несколько лет, в Ташкентской студии живописи, рисования и скульптуры у Н.В. Розанова, в 1932 вступил в ряды Союза художников. В Узбекистане Белов прожил с 1926 по 1940 год, затем волею судьбы попал в Казахстан, дважды избирался Председателем Союза художников Казахской ССР (1945, 1951). В 1948 был удостоен звания Заслуженный деятель искусств Казахстана. С 1953 жил в Москве, работал главным художником Художественного фонда СССР. Произведения М.А. Белова экспонировались на многочисленных республиканских и всесоюзных выставках, а в 1970-м году состоялась его персональная выставка на малой родине, в Хвалынске, в картинной галерее имени К.С. Петрова-Водкина. В творчестве предпочтение художника отдано пейзажу, в некоторых акварелях пейзаж сочетается с жанровыми мотивами, изображением человека на природе, в произведениях преобладает лирическая тональность. Он запечатлел лики природы разных географических широт: и цветущий урюк – символ среднеазиатской весны, и берег Балтийского моря, и красоты Подмосковья. Несколько работ посвящены Поволжью, в основном, это пейзажи с видом на великую реку, с рыбаками за любимым занятием. Другим зримым проявлением любви художника к родной земле являются пейзажи Хвалынска с изображением архитектурных памятников. Художника впечатляет органическая слитность нерукотворной и рукотворной красоты. На одном из них написанная в 1935 году дача Дома отдыха «Просвещенец» (ранее дача купцов Кузьминых-Михайловых), деликатной кистью художника переданная с тщанием и любовью на фоне хвалы нских холмов. На другом листе Крестовоздвиженская церковь, уничтоженная в 1939-м, автор воспроизводит её по воспоминаниям из прошлого в 1960-е годы, устремленные в небо купола торжественно возвышаются над природным окружением – деревьями парка и горой Каланчой на заднем плане. Изобразительный язык его акварелей строится на традиционной реалистичной системе. В самом подходе к технике художник сохраняет классические акварельные приемы.