Иван Константинович Айвазовский

Годы жизни:17 июля 1817 - 19 апреля 1900
Страна:Российская империя
Категория:Художник

Айвазовский Иван Константинович (17 [29] июля 1817 год, Феодосия — 19 апреля [2 мая] 1900 год, там же) – русский художник армянского происхождения, маринист, баталист, коллекционер и меценат, академик и почетный член Императорской Академии художеств, живописец Главного Морского штаба, почётный член Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте.

Иван Константинович Айвазовский родился 17 июля 1817 года в семье феодосийского купца Константина Григорьевича Айвазяна и при крещении получил имя Ованнес (армянская форма имени Иоанн). Отец будущего художника долгое время жил в Галиции, затем в Валахии, пока в конце концов не осел в Феодосии, где занялся торговлей и женился на местной армянке Рипсиме. После Отечественной войны 1812 года и эпидемии чумы в Феодосии, К.Г.Айвазян разорился, так что к появлению на свет сына Ивана семья переживала не лучшие времена. Но несмотря на то, что уже в возрасте 10 лет Иван стал работать в местной кофейне, это не мешало ему впитывать все краски яркой жизни портового города, а на первом месте было, конечно, море. С самого детства мальчик проявил художественные способности: он сам выучился играть на скрипке и сам же начал рисовать. Первым его мольбертом стала стена отцовского дома, на которой мальчик рисовал кусочком угля. Неудивительно, что вскоре таланты Айвазовского заметили. Первым на его рисунки обратил внимание феодосийский архитектор Яков Христианович Кох. Яков Христианович всячески поддерживал будущего художника, дарил ему кисти, краски, а также дал Ивану первые уроки изобразительного искусства. Благодаря Коху на мальчика обратил внимание феодосийский градоначальник Александр Иванович Казначеев, по протекции которого Айвазовский после окончания феодосийского уездного училища был зачислен в Симферопольскую гимназию. В Симферополе Айвазовский стал вхож в дом Натальи Федоровны Нарышкиной, где ему разрешалось пользоваться книгами и гравюрами. В 1833 году Айвазовский был принят за казенный счет в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. Первым учителем Ивана в Академии стал Максим Никифорович Воробьев, с которым его сближала не только живопись, но и музыка – как и его ученик, Воробьев тоже играл на скрипке. Однако в скором времени стало очевидно, что Айвазовский перерос своего учителя, в 1835 году за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» он получил серебряную медаль и его направили в качестве ученика к модному французскому живописцу Филиппу Таннеру. С иностранцем Иван Константинович не сошелся характерами и вскоре ушел от него по причине болезни, продолжив работать самостоятельно. В 1836 году Айвазовский представил пять картин на осенней выставке Академии художеств и получил благожелательные отзывы критиков. Таннер пожаловался Николаю I на непокорного ученика, который во время болезни работал на себя, и по распоряжению царя все картины с выставки сняли. За художника вступилась общественность, за него ходатайствовали Оленин, Жуковский, придворный художник Зауервейд, и спустя полгода Айвазовского простили, определив в класс батальной живописи к профессору Александру Ивановичу Заурвейду. Но в классе Заурвейда Айвазовский проучился всего несколько месяцев. В связи с незаурядным талантом художника было принято решение выпустить его из Академии досрочно, послать на два года в Крым для самостоятельной работы, а затем – на шесть лет за границу в командировку.  Весной 1838 года Айвазовский вернулся в родной Крым, где провел два лета. Благодаря знакомству с Н.Н.Раевским, с которым Айвазовского объединила любовь к А.С.Пушкину, художик получил возможность не только свободно изучать внутреннее устройство кораблей, но и заниматься батальной живописью, участвуя в военных действиях на побережье Черкессии и наблюдая с берега за высадкой десанта в долине реки Шахе. Чуть позже результатом этого опыта стала одна из лучших картина художника, приобретенная Николаем I, - «Десант у Субаши». По возвращении в Петербург в конце лета 1839 года Иван Константинович получает аттестат об окончании Академии, звание художника 14 класса,  а также свой первый чин и первое дворянство.  В июле 1840 года Айвазовский вместе со своим другом и товарищем по пейзажному классу Василием Штернбергом отправляется в Рим. Художник побывал также в Венеции и Флоренции. В Венеции он познакомился с Н.В.Гоголем и посетил остров Св.Лазаря, где в сане архимандрита жил и работал брат Ивана Константиновича Габриэль. В Италии проходили выставки картин Айвазовского, которые пользовались неизменным успехом у публики. По достоинству оценил молодого художника сам Папа Римский Григорий ХVI, пожелавший купить картину «Хаос». Айвазовский от награды отказался, преподнеся картину Григорию ХVI в качестве подарка, который, в свою очередь, наградил художника золотой медалью.  Продолжив свое путешествие по Европе, Иван Константинович посетил Францию, где за картины, представленные на выставке в Лувре, он получил золотую медаль Парижской Академии художеств. В начале 1842 года художник через Швейцарию и долину Рейна отправился в Голландию, оттуда отплыл в Англию, посетил также Испанию, Португалию, Мальту. В 1844 году художник вернулся в Санкт-Петербург. 1 июля его награждают орденом святой Анны 3 степени, а в сентябре того же года Айвазовский получает звание академика Петербургской Академии художеств. В том же 1844 году Айвазовский становится живописцем Главного морского штаба России с правом ношения мундира. Нужно отдать должное художнику, который не просто состоял в штабе, но и активно пользовался своим служебным положением: изучал чертежи кораблей, участвовал в маневрах в Финском заливе, для него даже стреляли из пушек, чтобы он мог внимательно рассмотреть траекторию движения ядра. В апреле 1845 года Ивана Константиновича включили в состав русской делегации, направлявшейся в Константинополь. По возвращении из этой поездки он вернулся в Феодосию, где купил земельный участок и начал строительство дома. Несмотря на то, что Айвазовский много путешествовал и часто отлучался в Петербург, своим домом он считал именно Феодосию. В 1846 году художник приехал в столицу и оставался здесь на протяжении нескольких лет. Причиной тому были частые выставки, которые оставляли мало времени для работы. Однако именно в этот период было создано одно из главных произведений художника – картина «Девятый вал». В 1848 году, в возрасте 31 года, Айвазовский впервые женился. Его избранницей стала простая служанка Юлия Грейс, англичанка, дочь лейб-медика, служившего императору Александру. В 1952 году, устав от столицы и пристального внимания, Иван Константинович с семьей уезжает в Феодосию. Художник постоянно пребывал в разъездах: регулярно ездил в столицу, занимался делами в Феодосии, побывал в Париже на встрече с братом, открыл школу художеств. В перерывах он по-прежнему много работал. В это время появляются батальные полотна на тему Крымской войны, картины с библейскими сюжетами. В 1865 году Айвазовский получает орден Св. Владимира 3 степени. В 1866 году распадается семья художника. Айвазовский тяжело переживал расставание и весь ушел в работу: много путешествовал по Кавказу, Армении, посетил открытие Суэцкого канала. В 1870 году Айвазовский получает очень высокий титул - действительного статского советника. В 1872 году прошла выставка художника во Флоренции, после которой он был избран почетным членом Академии изящных искусств. В 1877 году Иван Константинович обращается к церкви с просьбой о расторжении брака, и в том же году его просьба была удовлетворена. В 1880 году, после долгого пребывания за границей, Айвазовский возвращается в Феодосию, где принимается за строительство специального павильона для картинной галереи. В 65 лет художник неожиданно для всех женится во второй раз. На этот раз его избранницей стала 25-летняя вдова Анна Никитична Бурназян. Дельнейшие годы проходят в делах – ученики, строительство картинной галереи в Ялте, выставки в Вене, Париже, 50-летие творческой деятельности художника. В 1892 году в возрасте 75 лет Айвазовский отправился в путешествие в Америку. Иван Константинович Айвазовский не переставал работать до конца своей жизни. Незадолго до смерти он закончил полотно «Морской залив», а в самый день своей смерти начал картину «Взрыв турецкого корабля», которая осталась незаконченной. Умер художник 2 мая 1900 года в Феодосии, сидя за мольбертом, и был похоронен во дворе средневековой армянской церкви Святого Саркиса в Феодосии. 

Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!