
Изображение публикуется в информационных целях и не является рекламным продуктом. Копирование и использование в коммерческих целях запрещено. Защищено авторским правом.
Ленин и Горький
СССР, 1930 г. Картон, масло. 47 Х 68 см. Подпись справа внизу. Повреждения по краям. На обороте товарный ярлык объединения «Пропаганда» от 22.01.1991
В 1920 вместе со своим товарищем, художником К. Н. Редько, вновь покинул Киев. В Харькове Никритин и Редько встретили Д. П. Штеренберга, который показал их рисунки наркому просвещения А. В. Луначарскому. Тот способствовал получению мастерской (на двоих) в Москве, а также продолжению образования в Государственных свободных художественных мастерских — Вхутемасе, где Никритин занимался сначала под руководством В. В. Кандинского, а с 1922 — Штеренберга.
Жил в Москве, с 1929–1930 — в Рязани. Создавал картины в духе сюрреализма и полуабстрактного экспрессионизма. В 1921 участвовал в конкурсе на оформление Красной площади к Третьему конгрессу Коминтерна (вместе с П. В. Вильямсом).
В 1922 возглавил группу художников «Электроорганизм», в 1923 — «Метод»; разработал для обеих групп теоретические программы. Автор теории «проекционизма» в искусстве. Организатор и участник «Экспериментальных выставок проекционного театра» в 1923. Одновременно в 1920-х работал в Музее живописной культуры; в 1922–1925 занимал пост председателя научно-художественного совета, в 1925–1929 — руководителя аналитического отдела. В 1926 безуспешно пытался устроиться в Государственный институт художественной культуры (Гинхук) к К. С. Малевичу.
В 1930-х несколько раз работал как художник кино. В качестве художника сотрудничал в Политехническом музее (первая половина 1930-х) и на ВСХВ в Москве (1936–1941). В 1933 создал роспись «Капиталистический рай» для главного зала Музея труда.
Член «Общества станковистов» (1925–1931); в выставках Общества участия не принимал. После раскола ОСТа вошел в состав «Изобригады» (1931–1932); сформулировал основные положения идеологической и художественной платформы «Изобригады» (вместе с С. Я. Адливанкиным).
Экспонент 1-й русской художественной выставки в галерее Ван Димена в Берлине (1922), 1-й дискуссионной выставки объединений активного революционного искусства (1924), выставки отчетных работ художников, командированных в районы индустриального и колхозного строительства (1931) в Москве. Провел персональные выставки в Музее живописной культуры в Москве (1925, 1927, 1929). В начале 1930-х был обвинен в формализме. С середины 1930-х в выставочной деятельности не участвовал.
Произведения Никритина находятся в крупнейших музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Каракалпакском государственном музее искусств им. И. В. Савицкого в Нукусе и других.