Поп-арт

Поп-арт – не просто стиль, а целый культурный феномен британского и американского происхождения, зародившийся в конце 1950-х годов. Движение было нацелено на создание искусства, понятного массам, произведения характеризовались тем, что представляли все аспекты массовой культуры. Эта культура оказала большое влияние на жизнь и искусство, сформировала иконографию, отраженную в телевидении, комиксах, кино, журналах и во всех формах рекламы, существовавших в то время. Фактически, основы современного дизайна в маркетинге во многом заложил поп-арт.Продать на аукционе рекламные плакаты и картины тех лет будет выгодным решением – коллекционеры охотно приобретают такие работы.

Поп-арт задействован в процессе формирования общества потребления, последний импульс которого пришелся на период Второй мировой войны и появления телевидения – нового инструмента пропаганды. Этот художественный стиль родился как попытка создать искусство, учитывающее вселенную символов и тем, представляющих массовый интерес, за основу брались сюжеты, понятные всем и каждому.

Ключевые характеристики поп-арта

Для направления свойственны следующие особенности:

  • Вдохновение из массовой культуры. Если древние представляли в своих произведениях образ мира, который они знали и представляли, то и современные живописцы делали то же самое. Художники обращались к тем повседневным предметам, которые становились новыми символами «цивилизации»: медиа-идолам, политическим деятелям, предметам массового производства, комиксам, плакатам, упаковке и всевозможным символическим изображениям (знакам, графикам, коллажам и т.д.).
  • Распространение понятия красоты на репертуар поп-символов. Это вытекает из первой характеристики. Художники не только вдохновлялись окружающей реальностью, но и убеждали мир в том, что созданные ими символы априори красивы, пропагандировали новые представления об эстетике и художественной ценности. Одной из целей было стремление доказать, что не только Венера и Мона Лиза – идеалы, что даже объекты массовой культуры могут содержать элементы красоты. Конечно, это было провокацией для интеллектуальной среды – аспектом, которые мастера очень хорошо использовали для самопиара.
  • Деконтекстуализация. Одна из стратегий поп-арта – заимствовать предметы и деконтекстуализировать их. Например, изобразить отдельно стоящую банку супа, вырвать из контекста известную картину или фотографию и смешать с иным сюжетом, чтобы создать новое произведение. Дадаисты сделали нечто подобное – Марсель Дюшан создал свой знаменитый «Фонтан», оставив на писсуаре подпись художника под псевдонимом Р. Матт, и презентовав его как музейное произведение.
  • Отказ от виртуозности. Мастера стиля не считали виртуозность ценностью. Благодаря этому поп-арт порвал с идеей создания произведения искусства в результате сложного, долгого и трудного процесса, в рамках которого использовался принцип множественного воспроизведения. По этой причине художники реализовали совершенно необычные техники в области изобразительного искусства, такие как трафаретная печать, комиксы, некоторые методы рекламы и массового производства, а также коллажи и фотографии.
  • Несоответствие. Вселенную символов, которую предлагал поп-арт, было нелегко ассимилировать интеллектуалам старой школы. Кроме того, у художников в стиле поп-арт не было единой позиции в отношении того, что они представляли, что усложняло ситуацию. Следовательно, их цели не обязательно были ясны. Критиковали ли они потребление, или, напротив, пропагандировали? Пытались обесценить культурное наследие человечества, или провоцировали новую волну интереса к вырванным из контекста известным картинам? Так создавались, казалось бы, несочетаемые и провокационные образы, немного дерзости и хулиганства – немаловажная часть стиля поп-арт.Купить на аукционе такие работы – значит, прикоснуться к революционному направлению с очень ярким и непредсказуемым характером.
  • Юмор. Поскольку поп-арт не задумывался как интеллектуальное искусство, он также был движением, полным юмора и соучастников «подмигивания» зрителю.

Отходя от увлеченных позиций великих теоретиков и интеллектуалов среды, художники иронизировали и посмеивались над окружающим порядком.

Все это сделало поп-арт провокационным, дерзким, неоднозначным. Например, ставя под сомнение идею оригинальности, мастера также ставили под сомнение превосходство творческого гения, фигуры, которой воздавали должное с эпохи Возрождения. Они также подвергли сомнению роль критиков, искусствоведов, концепцию музеев.

Но помимо всего того, что делает поп-арт интересным, очевидно, что ничего не возникает спонтанно. До того, как художники сформулировали эстетическую программу поп-арта, предыдущие поколения создавали условия для этого подлинного художественного бунта. Рассмотрим предпосылки возникновения стиля.

Исторический контекст

Влияния поп-арта можно найти в таких направлениях, как дадаизм, который возник в первой волне авангардных движений. Это было культурное движение, которое подвергало сомнению позитивистский рациональный порядок и выделялось тем, что предлагало новые техники. Одна из основных техник заключалась в том, чтобы брать повседневные предметы, «дорабатывать» их, и превращать в произведения искусства, пригодные для выставки в музее, не скрывая их характеристик и происхождения.

Ближе во времени ключевой прямой движущей силой была Независимая группа, известная под аббревиатурой своего английского названия IG (Независимая группа). IG возникла в 1952 году в Институте современного искусства в Лондоне и действовала до 1955 года. В этот период Великобритания, как и другие промышленно развитые страны Европы, переживала рост особой городской поп-культуры после нормирования и аскетизма, которыми была полна Вторая мировая война.

В этом коллективе участвовало много художников. Однако именно итальянец Эдуардо Паолоцци стал одним из основоположников поп-арта после первой сессии IG. Для мероприятия Паолоцци спроектировал несколько коллажей, которые он сделал из журналов с помощью непрозрачного проектора. Первым изображением был коллаж «Я была игрушкой богатого мужчины», в котором впервые используется слово «поп», от которого движение и получило свое название.

В этом контексте IG впервые в художественной среде обсудил проблему массовой культуры и ее значение в определении культуры. Это заставило переосмыслить понятие актуального искусства.

В то же время в Соединенных Штатах происходили решающие изменения в мире культуры. Интеллектуальная среда рвала все связи с прошлыми художественными течениями без точного определения направления этих импульсов.

В этом смысле жизненно важным прецедентом для поп-арта стало знаменитое произведение композитора Джона Кейджа «4'33». Эта работа заключалась в исполнении партитуры продолжительностью 4 минуты 33 секунды, единственным письменным обозначением которой было слово тишина.

Почему и для чего родился поп-арт?

Характеристики поп-арта показывают, что это движение имело глубокий смысл, вопреки утверждениям, обвиняющим его в поверхностности. Купить или продатькартины и предметы искусства в стиле поп-арт стоит хотя бы ради того, чтобы проникнуться этой необычной идеологией.

Художники осознали, что новые символы имеют четкое и постоянное проявление культурных ценностей в процессе трансформации, что многократно позволяло им наблюдать за новыми иконами, не делая оценочных суждений.

В широком смысле, за счет включения символов общества потребления, поп-арт не только расширил репертуар иконографических тем искусства, но и занял позицию по двум направлениям: реорганизация общества потребления и отказ интеллектуальной элиты признать, что этот феномен пронизывает всю культуру.

Таким образом, Мэрилин Монро, Элвис Пресли, Мао Цзэ Дун, Супермен или Бэтмен были такими же «культурными» и достойными внимания для своего современного мира, как изображения Афродиты, Венеры, Адониса, Аполлона, святых и королей в прошлом.

Выдающиеся мастера

Энди Уорхол был выдающимся художником, иллюстратором и режиссером. Он отвечал за применение принципов маркетинга и рекламы в сфере искусства, и этим открыл пути для развития поп-арта.

Уорхол озвучил одну из самых известных фраз в истории искусства, которая сегодня реализуется благодаря новым информационным технологиям: «В будущем каждый будет прославлен на 15 минут». Среди его наиболее выдающихся работ можно упомянуть серию банок для супа Кэмпбелл и портреты таких общественных деятелей, как Мэрилин Монро, Мао Цзэ Дун, Элвис Пресли.

Рой Лихтенштейн – популярный живописец, график и скульптор. Он применил технику комиксов к обычным пластическим искусствам, тем самым добившись признания новой визуальной культуры в художественном мире. Он также использовал другие техники, такие как трафаретная печать и коллажи. Особенно известно его произведение «Поцелуй».

Роберт Раушенберг начал свою карьеру как художник под эгидой абстрактного экспрессионизма, но позже начал исследовать язык и возможности поп-арта, пока не стал одним из самых важных его представителей. Он выделялся сочетанием необычных материалов: произведение могло представлять собой симбиоз живописи, скульптуры, гравюры, фотографии и перформанса. Этот прием стал известен как комбайны.

Если вы намерены купить картины и предметы искусства в стиле поп-арт, добро пожаловать в «Аукционный дом № 1». Предлагаем самые интересные лоты и выгодные сделки.

Текущие торги
Архив торгов
Лотов нет
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!