Импрессионизм

Движение импрессионистов представляет собой поворотный момент в истории западной живописи. Хотя это нельзя назвать авангардным искусством, можно сказать, что именно импрессионизм сделал возможным зарождение авангардного духа.

Появление стиля связано с возникновением работ, которые общество отказывалось признавать. Такие художники, такие как Эдуард Мане, Клод Моне, Эдгар Дега или Пьер-Огюст Ренуар, систематически отвергались.  В изгнании и был зарожден импрессионизм. Продать на аукционе такие работы в наши дни можно за немалые деньги, а тогда их, увы, даже не считали полноценным искусством.

Исторический контекст

По мере того, как индустриализация прогрессировала и европейские города модернизировались, судьи на официальном Парижском салоне оставались приверженными традиционным темам: пасторальные пейзажи, растительный мир, великие исторические мифы и т.д.

Импрессионисты признавали пейзажи, потому что понимали, что исторические изменения также влияют на функцию искусства. Однако нельзя было недооценивать и перемены, случившиеся в мире. Например, если раньше людям нужно было иметь много денег и времени, чтобы заказать портрет, то теперь, с изобретением фотографии, это стало возможным за считанные минуты по доступной цене, и с максимальной точностью.

Неудовлетворенные художники задавались вопросом: будет ли жизнеспособным искусство, «документирующее» мир древних идей, живопись, язык которой не развивается? Будет ли полезным искусство, которое ограничивается идеальным изображением природы? Для реалистичных изображений есть фотография, так может, искусство – это нечто большее, чем стандартная фигуративная живопись?

Кроме того, некоторые промышленные достижения способствовали определенным преобразованиям в способах производства искусства. В частности, благодаря созданию красок в тюбиках художники могли рисовать на открытом воздухе, не опасаясь высыхания краски. Это оказало сильное влияние на живопись в целом и, в частности, на импрессионизм. Купить на аукционе такие работы – значит, увидеть, как мастера сумели изменить форму искусства, как нацелились на изображение красивых, но мгновенных световых явлений, которые требовали скорости, чтобы уловить их на холсте. Примером может быть закат, отражение света на воде, то, как освещение меняет цвет вещи и т.д. Мастера начали разрабатывать новую технику, которая стала настоящей живописной школой, ориентированной на свет и цвет.

Характеристики импрессионизма

Импрессионисты понимали действительность как динамичное, а не статичное явление. Они открылись для чувственного восприятия мира, для ощущения неповторимого момента, который нужно было зарегистрировать немедленно и быстро. Среди характерных элементов импрессионизма можно выделить:

  • Фундаментальный интерес к свету. Импрессионисты сделали ключевым исследование света. Они поняли, что цвета – это не свойство объектов, а результат преломления света на материи. До сих пор свет изучался в искусстве как символ божественности или знания (готическое искусство) или как пластический элемент для достижения определенных объемов и реалистичных и натуралистических представлений (ренессанс, классицизм). Импрессионисты делают свет центром интереса и, следовательно, делают акцент на изображении его эффектов. То есть они изучают свет как явление: его поведение, его эволюцию в данный момент, то, как он взаимодействует с объектами. Таким образом, все разработанные ими техники и характеристики следуют этой основе.
  • Новые рамки и точки зрения. Многие художники-импрессионисты исследовали ракурсы, перспективы и обрамление, которых раньше не видели в живописи. К тому времени фотография следовала классической эстетике Возрождения, однако уже начали появляться новые подходы и ракурсы. Соблазненные этими возможностями, импрессионисты отказались от классического, фронтального и симметричного обрамления и выбрали неожиданные углы обзора. Если вы решили купить картины и предметы искусства в стиле импрессионизм, то наверняка заметили и тот факт, что импрессионистов интересовали моменты, которые остаются незамеченными. Мастера нередко изображали сцены, которые остаются скрытыми от глаз зрителей – например, репетиция балета на картине Дега.
  • Отказ от правильного рисования. Идеально очерченный рисунок становится непрактичным для импрессионистов. Многие из них устраняют линии и проецируют объемы форм путем непосредственного окрашивания, что демонстрирует большое мастерство. Другие, такие как Толуз-Лотрек или Эдгар Дега, продолжат использовать эту линию, но она больше не будет четкой и чистой, а будет с несколько нервным ритмом, с изменениями и внезапными искажениями.
  • Наложение цветов на холст. Теперь импрессионисты не обязаны смешивать цвета на палитре. Фактически, многие освобождаются от этого подхода и выходят на открытое пространство в поисках световых явлений. Под влиянием оптических теорий импрессионисты смешивают цвета прямо на холсте. Они достигают этого с помощью двух техник: либо накладывают один цвет поверх другого, либо размещают основной цвет рядом с другим, так что, если смотреть на расстоянии, генерируется вторичный оттенок.
  • Прямые мазки. Если цель состоит в том, чтобы как можно быстрее наложить слои цветов, чтобы уловить мимолетный эффект света, лучше всего сэкономить на деталях. Именно по этой причине импрессионисты предпочитали прямые мазки кистью. Они также использовали точечное перекрытие для создания масс с объемом.
  • Подавление деталей в пользу целого. Поскольку световые явления косвенны и кратки, художники-импрессионисты должны подавлять детали, которыми так восхищались в искусстве прошлого, чтобы способствовать наблюдению за целым.

Все эти методы лишают работу тонкой отделки: линии остаются открытыми, а текстуры пористыми. В этом также есть психологическая игра: восприятие завершается в мозгу зрителя, которому, несмотря на эти детали, удается зарегистрировать в своем мозгу ограниченный образ, всякий раз, когда он смотрит на произведение в целом.

  • Случайные или несущественные темы. Искусство до импрессионизма настаивало на представлении трансцендентного содержания как оправдания ценности художественного произведения. Каждая обнаженная женщина была Венерой, а у импрессионистов даже богиня была обычной женщиной. Кроме того, город, уже измененный индустриальным ландшафтом, также становится достойным представления, как и все, что в нем: люди, вокзалы, вечеринки, обеды, богемная жизнь, парк, репетиции, оркестровая яма, скачки, бульвар. Любой сюжет для импрессионистов - повод для хорошей картины. Дело не в теме, а в способе ее представления. Этим импрессионисты продвигались по пути автономии искусства.

От отверженных к импрессионистам: происхождение термина

Художники, которые рисовали таким образом, ценили оригинальность выше совершенства. Более того, они требовали смелого и зрителя-соучастника, который был готов разделить новую точку зрения. Но пионерам движения пришлось столкнуться с отторжением.

Чтобы произведение попало на Парижский салон, нужны были определенные условия. Работа должна была соответствовать живописной традиции, основанной на пространственной глубине и почитаемых темах (история, мифология религия, литература, портреты выдающихся личностей).

В 1863 году жюри официального Парижского салона отклонило такое количество работ, что произошел скандал. В ответ на многочисленные жалобы художников французское правительство субсидировало Салон отверженных. В числе участников этой альтернативной выставки был Клод Моне, и одна из его картин называлась «L'Impression», что в переводе с французского значит «впечатление». Это и дало название новому стилю «импрессионизм» – отверженные, но несломленные художники гордились тем, что их работы производят впечатление.

То, что поначалу было принято с любопытством, но антипатией, со временем стало самой продолжительной овацией в современном искусстве. Интерес к стилю актуален по сей день: существуют музеи, посвященные импрессионизму.

Выдающиеся художники-импрессионисты

Эдуард Мане был художником переходного периода, которому не нравилось быть частью импрессионистского движения, по крайней мере, поначалу. Однако он был основным источником вдохновения для молодых художников, особенно после его выставки в Салоне отверженных. Среди его известных работ - «Завтрак на траве», «Олимпия» и «Бар-в Фоли-Бержер».

Клоду Моне удалось добиться тонкого и чудесного проявления световых эффектов на всех типах поверхностей, таких как водяные лилии, вода, облачная атмосфера и текстуры растительности. Среди его наиболее значимых работ выделяются «Впечатление. Восходящее солнце» и серия «Кувшинки».

Камиль Писсарро был одержим тем, чтобы подчеркнуть, как свет превращает любой пейзаж в совершенно новую реальность на глазах у зрителя. Под влиянием своих поездок на Карибские острова, где он изучал влияние света на побережье Венесуэлы, Писсарро писал свои картины так, как если бы они были снимками, запечатлевая множество лиц одной и той же реальности. Среди его наиболее важных работ – серии «Бульвар Монмартр в Париже» и «Закат в Эраньи».

Если вы хотите продать картины и предметы искусства в стиле импрессионизм, добро пожаловать в «Аукционный дом №1». Гарантируем выгодные условия, экспертные консультации и абсолютную прозрачность сделки.

Текущие торги
Архив торгов
Лотов нет
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!