Антикварный интернет-магазин
Единых критериев определения антиквариата нет: в США такой статус дают предметам, которые были изготовлены до 1830 года, в Англии вещь должна быть старше 100 лет, в многих странах Европы достаточно переступить 60-летний порог. В России объект считается антиквариатом, если ему больше 50 лет. Давайте совершим мысленное путешествие во времени: возьмем 1900 год за точку А и 1970 год (2020 год – 50 лет) за точку Б. Какие художественные течения появились в этот период, и какие работы могут попасть в антикварный интернет-магазин?
Модернизм (1900)
Течение возникло в Европе на рубеже веков. Для него характерно стремление порвать с академическими стилями и воспользоваться преимуществами, предлагаемыми технологиями и промышленностью. Один из самых ярких модернистов – Густав Климт.
Фовизм (1905)
Фовизм родом из Франции. Название происходит от французского слова fauve, которое переводится как «дикий» и определяет это обостренное, неистовое и резкое нанесение цветов, полностью нарушающее традиционную ассоциацию с изображаемым объектом. Наиболее яркими представителями фовизма являются Анри Маттисс, Андре Дерен, Морис Вламинк.
Кубизм (1907)
Кубизм стал революцией против традиционной живописи, отвергнув перспективу и движение, отдав предпочтение линиям, форме и использованию приглушенных и холодных тонов.
Появление стиля напрямую связано с реализацией работы Пабло Пикассо «Авиньонские девицы» примерно в 1907 году. Впервые полотно попало на выставку в 1937 году, в настоящее время хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Если бы произведение попало в антикварный интернет-магазин, то наверняка бы ушло с молотка за баснословные деньги.
Футуризм (1909)
Школа была основана в Париже писателем и поэтом Филиппо Томмазо Маринетти. Ее главная идеологическая цель заключалась в том, чтобы порвать с прошлым и возвысить мощь технологий, машин и современности. Все концепции футуризма тесно связаны с идеей прогресса. Главный представитель – Умберто Боччони.
Экспрессионизм (1914)
Отображение неистовых, бурных чувств, порой отраженных в преувеличенно критической манере – так можно охарактеризовать направление. Этот стиль был знамением начала Первой мировой войны и ее ужасных последствий. Самые яркие представители экспрессионизма – Эдвард Мунк, Василий Кандинский.
Русский конструктивизм (1914)
Конструктивизм возник в России и хорошо отражал тот факт, что искусство стояло на службе политических интересов. Художники создавали работы (плакаты, фотографии, иллюстрации), которые несли агитационный характер. Плоские цвета, использование геометрических и линейных форм – две особенности, которые свойственны стилю. Среди ярких представителей – Александр Родченко, Владимир Татлин, Любовь Попова.
Дадаизм (1916)
Примерно в 1916 году группа художников встретилась в Цюрихе (Швейцария), чтобы основать новое художественное движение, которое отвергло рациональное. Дадаизм – тенденция, задуманная как антиискусство, модель, которая оставляла художнику большую свободу без объяснений и аргументов.
Главная фигура направления – Марсель Дюшан. Художник отправил на выставку обыкновенный писсуар, снабдив его надписью «R. Mutt» («Р. Дурак»). Экспозицию назвали «Фонтан».
Баухаус (1919)
Баухаус – это школа немецкой архитектуры, основанная Вальтером Гропиусом. В основе течения лаконичность, строгие линии, функциональность и никаких нарочито вычурных украшений.
Геометрическая абстракция (1920)
Инициатором течения выступил Василий Кандинский, который отказался от изображения предметов, чтобы воздействовать на душу зрителя через гармонию формы и цвета. Движение пыталось максимально упростить формы, пока не удастся достичь основных компонентов: линий, кубов, плоскостей, основных цветов (красного, синего и желтого) и нейтральных (черный, белый).
Ар-деко (1920)
Ар-деко использует грубые и лаконичные линии, а не извилистые. И он явно предпочитает материалы промышленного происхождения, такие как сталь или алюминий. Симметрия была важным элементом в изображении, а также геометризацией элементов, особенно заметной в архитектурных элементах.
Сюрреализм (1924)
Стиль основан на убеждении, что есть реальность, независимая от видимого, где рациональный контроль полностью аннулирован. В сюрреализме выделяются:
- Абстрактный сюрреалистический поток, в котором художник воспроизводит вселенную символов, иногда абстрактных, возникающих из бессознательного и случайности. Один из главных представителей – Жоан Миро.
- Течение фигуративного сюрреализма, в котором художник воссоздает странные и тревожные ассоциации, типичные для мира сновидений, соблюдая традиционные нормы образного изображения. Ключевые фигуры – Сальвадор Дали и Рене Магритт.
Социалистический реализм (1924)
Основной целью течения стала пропаганда, расширение классового сознания, познание социальных проблем и личного опыта сельскохозяйственного или индустриального рабочего класса. Благодаря стилю возросла ценность и значимость пролетарского труда.
Это было движение, которое развилось в Советском Союзе после революции, особенно во время правления Иосифа Сталина, хотя оно также составляло важную часть китайского искусства и, в целом, в большинстве социалистических стран.
Абстрактный экспрессионизм (1947)
Стиль развился в США и объединил в себе черты абстракционизма и экспрессионизма. Никаких предметов и фигур, только энергичность и хаотичность форм и цветов. Часто выполнялся в больших форматах. Типичные представители – Джексон Поллок, Марк Ротко. В 2012 году полотно Марка Ротко «Оранжевое, желтое, красное» было продано за рекордную для современного искусства цену – почти 87 млн долларов. Интересно, сколько бы стоила такая работа, попади она не в «Кристис», а небольшой антикварный интернет-магазин.
Поп-арт (1950)
Название Popular Art (Популярное искусство) было придумано английским критиком Лоуренсом. Произведения поп-арта имеют ярко выраженный образный характер, подкрепленный образами из мира потребления и массовой культуры: рекламой, журналами, комиксами, газетами, известными людьми и предметами повседневного потребления. Ключевая фигура – Энди Уорхол.
Оп-арт (1955)
Оп-арт, сокращение от Optical Art, – это искусство, основанное на создании визуальных игр и оптических иллюзий, которые дают ощущение движения. Комбинация и повторение геометрических линий и фигур вместе с экстравагантными цветами рождают необычные изображения. Родоначальником считают венгра Виктора Вазарели.
Акционизм (1960)
Акционизм или искусство действия – это стиль, в основе которого шоу. Хэппенинг, боди-арт или перформанс – это формы выражения стиля. В этом типе искусства художник является частью результата работы.
Флюксус (1962)
Флюксус – это тенденция, направленная на включение искусства в повседневную жизнь общества. Действия, эфемерные во времени, фиксируются только через видео или фотографии, сделанные во время какого-то конкретного действия. Основные принципы – спонтанность, отказ от ограничений. Близок с дадаизмом и искусством действия.
Минимализм (1965)
Стиль родом из США, направлен на максимальную выразительность при минимальных ресурсах. Основан на критике всего излишнего и вычурного, стремится к тому, чтобы свести содержание к самой чистой сущности.
Арте повера (1967)
Термин был изобретен в 1967 году итальянским критиком Джермано Целантом для обозначения всех тех произведений, которые были созданы из таких материалов, как песок, солома, камни, ветви, мусор, металлические фрагменты или стекло. Основная идея в том, чтобы противостоять коммерциализации искусства.
Гиперреализм (1968)
Стиль основан на изображении действительности абсолютно правдиво и объективно. Чтобы увеличить реалистичность работ, художники добавляют в работы светоотражающие элементы, извилистые или яркие цвета. Чак Клоуз, Ричард Эстес – одним из ключевых мастеров в области живописного гиперреализма.