АУКЦИОННЫЙ ДОМ №1
Москва, ул. Хамовнический вал, д.10
8 (800) 302-63-32

Грузинский авангард в Пушкинском музее

Среда, 21 декабря 2016, 18:24

В ГМИИ имени А.С.Пушкина 8 декабря открылась выставка, посвященная грузинскому авангарду 1900 – 1930-х годов. На выставке, которая расположилась на трех этажах здания Отдела личных коллекций, представлено порядка 200 работ из собраний Третьяковской галереи, Русского музея, Государственного центрального театрального музея им. А.А.Бахрушина, Государственного музея искусства народов Востока, Российской государственной библиотеки, Российского государственного архива литературы и искусства, киностудии «Грузия-фильм», а также из нескольких известных частных собраний: Арчила Геловани, Игоря Сановича, Валентина Шустера, Александра Джапаридзе, Ираклия Андроникова, Манашеровых и других коллекционеров.

В начале ХХ века авангардная мысль оказала сильнейшее влияние на развитие различных видов искусства в Грузии, проявившись сначала в литературе, а затем и в других видах искусства, включая театр и кинематограф. В ставших тогда невероятно популярными артистических кафе, интерьеры которых украшались росписями местных художников, выступали поэты Алексей Крученых, Давид Бурлюк, Осип Мандельштам, Владимир Маяковский. Именно в Тифлисе, в атмосфере «маленького Парижа», как его тогда называли, формировались представленные на выставке художники – Нико Пиросманашвили (Пиросмани) (1863–1918), Владимира (Ладо) Гудиашвили (1896–1980), Давида Какабадзе (1889–1952), Кирилла Зданевича (1892–1969), Александра Бажбеук-Меликова (Меликяна) (1891–1966), Елены Ахвледиани (1901–1975), Ираклия Гамрекели (1894–1943), Петрэ Оцхели (1907–1937) и Зиги (Сигизмунда) Валишевского (1897–1936).

Весь третий этаж занимает творчество Нико Пиросмани, без произведений которого невозможно представить выставку, посвященную грузинскому искусству начала ХХ века. Открыли талант Пиросмани в 1912 году широкой публике опять же авангардисты - петербуржец Михаил Ле-Дантю и тифлисец, поэт-футурист Илья Зданевич, впервые также отметившие сходство Пиросмани с работами другого художника-самоучки француза Анри Руссо.

«Тифлисский парижанин», художник Ладо Гудиашвили прожил в Париже 6 лет, был лично знаком с Пиросмани, а также с Пабло Пикассо, Амадео Модильяни, Морисом Утрилло, Михаилом Ларионовым и Натальей Гончаровой. Творчество Гудиашвили отличает декоративность образов, изысканная манерность и чувственность линий, его мир – это мир волооких красавиц, символистских «Зеленых фей», воинов. Работы Ладо Гудиашвили «Юноша с ланью», «Весна (Зеленая женщина)», «Поэт Галактион Табидзе, “Синие кони”», «В волнах Цхенис-Цкали», а также творчество художников А. Бажбеук-Меликова («В парке» и «Тир» (1919)), Е. Ахвледиани («Аджарец» (1927)) и К. Зданевича («Оркестровый автопортрет» (1918) представлены на втором этаже.

На первом этаже размещены работы Давида Какабадзе, биолога по образованию, художника, прошедшего путь от реалистической работы «Портрет отца» до абстрактного искусства, а также демонстрируются фрагменты фильмов, в создании которых принимали участие герои выставки.

Большой раздел выставки посвящен театру, в экспозиции показывают эскизы театральных декораций и костюмов, созданные художниками  И.Гамрекели, П.Оцхели, К.Зданевичем.

Выставка продлится до 12 марта 2017 года в Отделе личных коллекций по адресу Москва, ул.Волхонка, д.10.

Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!