Советская скульптура

Как и остальные направления в творчестве, советское искусство в скульптуре полностью подчинялось существующей идеологии и направлялось на служение государству. В первые послереволюционные годы скульпторы еще были свободны в подборе стилистического исполнения и форм для собственных работ. Но юное советское государство остро нуждалось в скульптурах, изображающих основоположников ленинско-марксистского учения и героев революции, поэтому быстро подчинило себе это творчество.

История советской скульптуры

Для становления советской скульптуры огромную роль сыграл план, разработанный для монументальной пропаганды, подписанный в 1918 г. В его осуществлении приняли участие все скульпторы, которые смогли оживить не только архитектурный облик Москвы и Петербурга, но и активно развивали скульптурные направления в перифериях и национальных республиках.

Большой вклад в становление советской скульптуры внесли мастера, которые начинали свой творческий путь задолго до революции:

  • Коненков С.Т.;
  • Домогацкий В.Н.;
  • Голубкина А.С.;
  • Шервуд Л.В.;
  • Андреев Н.А.

Мастера смогли сохранить лучшие традиции гуманизма, свойственные европейской и российской дореволюционной пластике. Они перенесли имеющийся опыт на обновленное направление реализма и смогли успешно выразить грандиозные идеи, которые требовала от скульптуры новая советская власть. Сразу после революции, в 1917 г. было организовано творческое сообщество скульпторов-художников, председателем которого стал Коненков.

В 1926 г. сформировалось «Общество российских скульпторов», куда вошли все мастера, численность которых активно пополнялась выпускниками художественных учебных заведений. Многие из них стали авторами известной советской скульптуры.

Периоды советской скульптуры

Историю развития и становления этого творчества можно разделить на несколько периодов, каждый их которых имел собственные отличия.

Послереволюционный. Согласно всеобщему монументальному плану пропаганды, памятники «царям и их прислужникам» безжалостно сносились по всей стране. На их месте обустраивали новые монументы, посвященные деятелям и известным участникам революции. Например, в Москве периода 1918-1920 гг. было возведено порядка 25 новых памятников, в Петербурге 15. Поначалу их выполняли в различных жанрах: от формалистических до символических. Но вскоре выработался единый характер скульптуры в классическом стиле.

В 1930 г. в СССР установился единый, одобренный государственной властью скульптурный стиль — социалистический реализм.

Скульптура советского периода была обязана демонстрировать гражданам директивы правительства и коммунистической партии. Яркими образцами скульптуры того периода стали такие композиции, как «Булыжник — орудие пролетариата» Ивана Шадра, «Крестьянка» и легендарная работа «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной.

Военный/послевоенный период. Принятые тенденции в первые годы создания республики Советов сохранились и в последующее время (до и после ВОВ). В этот период бурно развивался жанр портретизма, главной задачей скульпторов было создание героических образов, делая их максимально реалистичными. Со временем скульптурный портрет приобрел черты украшательства, образы героев стали более возвышенными.

Послевоенное время расширило жанровую стилистику памятников, стали появляться великолепные работы в честь деятелей культуры, исторических личностей:

  • монумент Юрию Долгорукому от скульптора Орлова С.М.;
  • бюст Твардовского от мастера Лебедевой С.Д.;
  • памятник Маяковскому от скульптора Кибальников А.П.;
  • скульптура Пушкина от мастера Аникушина М.К.

Время оттепели. Этот период внес в историю советской скульптуры много новых творений, причем далеких от стандарта социалистического реализма. Одной из центральных фигур в мире скульптуры занял Эрнст Неизвестный, который активно вносил в свое творчество нотки авангардизма («Сердце Христа», «Маска скорби», «Атомный взрыв»). В 60-70-ые гг. прошлого столетия возникло множество оригинальных мемориалов.

Одним из значимых скульпторов того периода стал Вадим Сидур, у которого уже первые творения выходили за установленные границы академических традиций и были пропитаны уникальным авангардным стилем.

К наиболее впечатляющим композициям Сидура эксперты относят:

  • «Отчаяние»;
  • «Женское начало»;
  • «Бабий яр»;
  • «Раненый»;
  • «Формула скорби».

Гениальный мастер использовал для своих работ различные материалы: дерево, металл, бронзовую отливку. В 80-ых г. Сидур создал собственную вариацию стиля поп-арт с нарочитым гротескным направлением.

К одним из наиболее ярких и успешных мастеров скульптуры советской эпохи, который творил во второй половине прошлого века, относится Зураб Церетели.

Работы легендарного автора грандиозных монументов украшают собой города не только России, но других стран:

  • «Добро побеждает зло» (Америка);
  • «Рождение нового человека» (Франция и Испания).

Церетели является ключевой фигурой в создании многочисленных мемориальных проектов на Манежной площади, Поклонной горе, он принимал участие в реанимировании храмовых комплексов.

Советская мелкая скульптура

Для многих выражение «Советская скульптура» включает в себя монументальные композиции, крупные памятники. Но в тот период в большом количестве создавалась и малая скульптурная форма — статуэтки. Их главной целью становилось украшение и декорирование интерьера. Мелкая скульптура также была пропитана патриотизмом и изображала строителей коммунизма. Но среди малой скульптуры СССР встречается и другое направление, в котором ведущую роль играли дети, люди в национальных костюмах, спортсмены, животные, молодожены.

Традиционно для создания мелкой скульптуры использовались такие материалы, как:

  • стекло;
  • фарфор;
  • мрамор;
  • древесина;
  • металл;
  • фаянс;
  • глина.

Подобные работы пользуются стабильным успехом у коллекционеров. Познакомиться с такими скульптурами и подобрать подходящее изделие для убранства своего дома можно в нашем Антикварном Доме №1. Каталог сайта регулярно пополняется, на торги выставляются новые оригинальные работы прошлого.

Материалы изготовления

Для создания скульптуры советские мастера использовали большое количество материалов. Обожженная глина (майолика, фарфор, фаянс, терракота), камень, чугун, гипс, металл, древесина. Разнообразием отличалась и методика обработки скульптурных форм — лепка, чеканка, резьба, высекание, ковка, литье. Классическая скульптура изготавливалась из бронзы и мрамора. Но первым материалом, которым пользовались советские скульпторы, является гипс и бетон.

В основном, это сырье применялись для недорогих статуй, которым украшали парки, детские пионерские лагеря. Гипсовые и бетонные памятники быстро разрушались, но некоторые скульптуры советского прошлого мы до сих пор можем наблюдать в заброшенных парках (всем известные девушки с веслами, фигурки пионеров с горнами и т.п.).

Ценность скульптур советской эпохи у коллекционеров

Скульптуры и статуэтки, созданные в период Советского Союза, пользуются высоким спросом у современных ценителей старины. За ними охотятся коллекционеры зарубежных стран. Особенно ценным считается агитационный фарфор (скульптуры малой формы). Востребованы и фарфоровые статуэтки периода 1930-1980 гг. Ценность таких работ обуславливается возрастом, тематикой и материалом изготовления скульптуры.

Если вы планируете выставить на продажу часть своей коллекции скульптур советского периода, обращайтесь за помощью к экспертам Антикварного Дома №1. Мы бесплатно помогаем оценивать работы и выставляем их на торги.

    Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!