АУКЦИОННЫЙ ДОМ №1
Москва, ул. Хамовнический вал, д.10
8 (800) 302-63-32
Русское серебро

Русское серебро 

Золото и серебр она протяжении многих веков играли и продолжают играть большую роль в экономике, так как они служат не только материалом для изготовления предметов роскоши, но и могут быть в случае надобности, превращены в деньги. Поэтоум правительства разных стран всегды были заинтересованы в том, чтобы качество драгоценного металла в изделиях было на уровне пробы монет.

Художественной обработке металла принадлежит исключительное место в истории декоративного искусства. Народные умельцы, используя различные металлы, эмали, самоцветы, применяя многие способы об­работки, сумели создать совершенные по красоте произведения. Металл обладает удивительными свойствами. Его можно плавить, лить, штамповать, волочить, скручивать, гравировать, чернить, делать на нем эмале­вые покрытия и придавать различные оттенки. Поэтому металл издавна привлекал человека своими возможностями. Национальные особенности художественного творчества в области обработки металлов появились еще задолго до образования русского государства. Для изучения рус­ского искусства большое значение имеет творчество тех народов, которые жили рядом с нашими предками, с которыми существовал обмен мате­риальными и духовными ценностями. 
В X — XII веках художественная обработ­ка металла получила всестороннее и повсе­местное развитие не только в городах, но и в селах. Повсюду кузнецы были первыми юве­лирами, ковавшими и отливавшими различ­ные предметы украшения. В кузнечном про­изводстве применяли холодную и горячую ковку, литье. Оружие украшали инкрустацией из серебра и золота. Из меди делали украше­ния, подвески к ожерельям и одежде. Из лис­тового металла для многих изделий применя­ли тиснение и чеканку.

Особенно велики были успехи киевских мастеров-эмальеров. Эмаль применяли в украшении самых разнообразных предметов из золота, се­ребра, бронзы и меди, чаще всего эмаль использовали в сочетании со сканью, чеканкой и гравировкой. Однако эмаль иногда являлась вполне самостоятельным видом украшения. Не меньшее мастерство и тонкость художественного вкуса проявили киевские мастера черни. Чернью долгое время заполняли фон изображе­ний, на котором четко выделялись светлые контурные рисунки, выпол­ненные резцом. Несколько позже появляются черневые изображения на светлом золотом или серебряном фоне. Технику черни применяли при украшении различных ювелирных вещей. Чернь использовали и в сочета­нии с другими видами художественной отделки. 

В Киевской Руси были распространены металлические изделия с украшениями из филиграни (скани) и зерни. Декоративные ажурные детали изготовляли из золотой, серебряной или медной проволоки, мель­чайших зерен, колец и посредством пайки соединяли между собой и основой изделия. Высокое мастерство и знание технологии позволяли мастерам тонкие и сложные узоры деталей и отдельные части предметов соединять почти невидимым припоем. Искусство Киевской Руси знаменует блистательный расцвет русского худо­жественного творчества.
Татарское иго принесло страшное и дли­тельное разорение основным культурным центрам страны. Однако художественная дея­тельность многих городов не была полностью нарушена. В таких городах, как Новгород, Псков, Смоленск, Галич сохранились памят­ники культуры прошлых веков и продолжали развиваться замечательные традиции древне­русского ювелирного искусства.
В XIV — XV веках началось возрождение многих видов художественной обработки ме­талла. Одним из первых возродилось искус­ство скани; оно не требовало сложного обору­дования и поэтому получило широкое рас­пространение во многих городах России. На­ряду с чисто сканными изделиями встречают­ся предметы, где сканный узор местами рас­цвечен мастикой, окрашенной в разные цвета. Особое развитие декоративное творчество получает в Москве: здесь организуются ху­дожественные мастерские, в которых помимо ювелирных украшений со сканным орнамен­том изготовляют парадное оружие, посуду, кубки, церковную утварь. Для производства изделий из драгоценных металлов привле­кают лучших русских мастеров и приглашают художников и ремесленников из других стран. Наиболее выдающимися русскими ма­стерами середины XV века были два замеча­тельных сканщика — Иван Фомин и инок Амвросий.

В XVI веке ювелирное дело вновь стало занимать одно из ведущих мест. Новый подъем в развитии художественного творчества и мастер­ства не был случайным; XV — XVI века — это пора дальнейшего объеди­нения и укрепления русских земель. По мере роста могущества русского государства и расширения международных связей росла потребность в произведениях прикладного искусства.

Для создания высокохудожественных образцов нужны были мастера ювелирного дела. Учрежденная в начале XVI века при Московском Крем­ле Оружейная палата в середине столетия значительно расширяется. Кроме оружейной, открывают самостоятельные мастерские — палаты, в том числе Кузнечную, Золотую и Серебряную, где работало много ис­кусных мастеров.

Москва становится крупнейшим центром художественной обработки драгоценных металлеа В мастерских Московского Кремля мастерами зо­лотого и серебряного дела созданы разнообразные изделия, предназна­ченные как для царского и патриаршего дворов, так и на продажу.

В это время широкое распространение получают чеканка и тиснение. Чеканные работы отличаются сдержанной простотой форм и выразитель­ной обработкой каждой детали. Растительные узоры — вьющиеся стеб­ли, травки, изящные по форме листочки и цветы образуют спокойный и плавный ритмический строй, придавая всей орнаментальной композиции уравновешенность и декоративную цельность.

В чеканке и тиснении кроме богатого растительного орнамента встре­чаются изображения человеческих фигур, целые сцены, многофигурные композиции. Особенностью этих изображений является мягкость и обоб­щенность форм, отсутствие мелкой деталировки.

Особой тонкостью отличаются изделия с чернью глубокого цвета. На золотых предметах (чашах, блюдах, кубках, стаканах), украшенных чер-невыми рисунками, очень красиво сочетается тонкий черный графичес­кий узор с золотой поверхностью фона; они являются замечательными образцами графики XVI века. Русские мастера-эмальеры осваивают но­вые способы наводки эмали по скани и по чеканному рельефу и успешно применяют при украшении изделий.
XVI век — время расцвета московского золотого и серебряного дела. Не утрачивая прекрасных древних традиций художественного мастер­ства, московские мастера-ювелиры достигают высокого совершенства в технических приемах обработки и украшениях драгоценных изделий.
В XVII веке, помимо Москвы, такие города как Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Великий Устюг, Сольвычегодск становятся значи­тельными центрами художественной культуры. Каждый из этих местных центров имел свои особенности и традиции.
В конце XVI и начале XVII веков постепенно меняется характер укра­шений, они приобретают большую пышность и усложненность. Стремле­ние к пышности проявляется в большом количестве жемчуга и драгоцен­ных камней, изделий из золота и серебра. Эмали приобретают более яр­кий цвет и контрастность. Все это соответствует декоративному убран­ству дворцовых помещений, где яркость, многоцветье, жизнерадостность стали занимать главное место.
Значительное развитие получают гравирование и чернь. В собрании Государственного Исторического музея хранятся работы русских масте­ров-серебряников со сложными сюжетными рисунками, выполненными в технике гравюры. Появились новые декоративные приемы в характере черневых рисунков. Вместо тонких и чистых графических линий, услов­ных плоскостных фигур на золотом фоне предметов появляются крупные резные цветы, плоды, травы, птицы, животные. Они подчеркнуты грави­рованной линией и обработаны мельчайшими бархатистыми штрихами. Наряду с техникой наводки эмали по чеканному и гравированному метал­лу в Москве в это время создают изделия со сканной цветной эмалью.

    Лот №97
    3 чайные ложки
    6,000 – и выше
    Лот №111
    Корец для теплоты и вина #1
    20,000 – 25000
    Лот №112
    Корец для теплоты и вина #2
    18,000 – 22000
    Лот №113
    Конфетница-вазочка в стиле модерн
    25,000 – 28000
    Лот №114
    Портсигар "Тройка"
    32,000 – 35000
    Лот №116
    Подстаканник с эмалью
    15,000 – 25000
    Лот №115
    Корчик
    40,000 – 55000
    Лот №205
    Подстаканник в стиле модерн, Рукавишников
    7,000 – 7000
    Лот №206
    Подстаканник в стиле модерн, Сикачев
    7,000 – 9000
    Лот №207
    Подстаканник «Тройка»
    25,000 – 30000
    Лот №208
    Сливочник с расписными полихромными эмалями в сканном обрамлении, Алексеев
    350,000 – 400000
    Лот №209
    Блокнот с серебряной крышкой на резных ажурных креплениях, с карандашом
    21,000 – 25000
    Лот №210
    Открытая солонка в стиле ампир
    25,000 – 28000
    Лот №211
    Конфетница в нео-русском стиле
    35,000 – 40000
    Лот №220
    Корец для теплоты и вина #1
    20,000 – 25000
    Лот №221
    Корец для теплоты и вина #2
    18,000 – 22000
    Лот №276
    Сервировочные ложка и вилка
    3,000 – 3500
    Лот №277
    Щипцы для сахара с витыми элементами
    6,000 – 8000
    Лот №278
    Щипцы для сахара лаконичного дизайна
    3,500 – 4500
    Лот №279
    Совок для сахара
    4,500 – 5000
    Лот №222
    Крупный подстаканник в нео-русском стиле с накладными элементами
    1,000,000 – 1200000
    Лот №223
    12 кофейных ложек, в коробке
    25,000 – 30000
    Лот №319
    Подстаканник «Тройка»
    25,000 – 30000
    Лот №320
    Набор эгоист десертный из 5 предметов
    23,500 – 27000
    Лот №321
    6 столовых ножей
    42,000 – 45000
    Лот №322
    Половник малый
    23,500 – 27000
    Лот №323
    Набор эгоист из 4х предметов, десертный
    30,000 – и выше
    Лот №311
    Блокнот "Георгий Победоносец, поражающий змея"
    60,000 – и выше
    Лот №320
    Коробочка (пудреница)
    90,000 – и более
    Лот №321
    Монетница
    10,000 – 15000
    Лот №322
    10 десертных вилок
    40,000 – 60000
    Лот №323
    10 десертных ножей
    60,000 – 80000
    Лот №324
    6 кофейных ложек с витыми ручками
    7,500 – 10000
    Лот №325
    Чайный набор: сито и совочек для чая, вилка для лимона
    15,000 – 20000
    Лот №326
    Ковшик
    25,000 – 25000
    Лот №327
    Крупная солонка в стиле модерн
    6,000 – 10000
    Лот №328
    Солонка с ложечкой
    12,000 – 15000
    Лот №329
    Набор эгоист десертный из 5 предметов
    20,000 – 25000
    Лот №330
    Набор эгоист из 4х предметов, десертный
    26,000 – и выше
    Лот №331
    Половник малый
    21,000 – 25000
    Лот №335
    Совочек для чая или сахара
    30,000 – 35000
    Лот №336
    Салфеточное кольцо с эмалью
    40,000 – 45000
    Лот №337
    Конфетница-вазочка в стиле модерн
    25,000 – и выше
    Лот №338
    Портсигар "Тройка"
    30,000 – и выше
    Лот №548
    6 столовых ножей
    35,000 – 38000
    Лот №549
    Лоток
    10,000 – и выше
    Лот №550
    Сумочка-кольчужка
    22,000 – и выше
    Лот №391
    Коробочка (пудреница)
    80,000 – и более
    Лот №392
    10 десертных вилок
    37,000 – и выше
    Лот №393
    10 десертных ножей
    45,000 – и выше
    Лот №394
    Чайный набор: сито и совочек для чая, вилка для лимона
    12,000 – и выше
    Лот №395
    Солонка с ложечкой
    10,000 – и выше
    Лот №396
    Ковшик
    20,000 – и выше
    Лот №459
    Крепкий бочонок "Береста" Сазиков
    80,000 – и выше
    Лот №460
    Кувшинчик, выполненный в технике имитации плетения лыка
    20,000 – и выше
    Лот №461
    Две чарки в стиле тромплей "Лыко"
    21,000 – и выше
    Лот №462
    Солонка "Лыко"
    18,000 – и выше
    Лот №463
    Кофейник фабрика Любавина
    35,000 – и выше
    Лот №464
    Подносная солонка "Богатырь" с пословицей "Без соли без хлеба половина обеда"
    180,000 – 250000
    Лот №476
    Кошелечек дамский, украшенный цветочным орнаментом
    18,000 – 22000
    Лот №477
    Графин с серебряной оплеткой
    65,000 – и выше
    Лот №478
    Икорница в русском стиле в виде туеска на тарелке
    150,000 – 200000
    Лот №480
    Чернильница
    15,000 – и выше
    Лот №533
    Две чарочки с ручками в виде лавровых венков и декором в форме лент
    80,000 – 120000
    Лот №534
    Конфетница
    25,000 – 35000
    Лот №535
    Овальный поднос лаконичного дизайна
    60,000 – и выше
    Лот №536
    Нож лаконичного дизайна с серебряной ручкой
    1,500 – 3000
    Лот №537
    2 столовые ложки
    10,000 – и выше
    Лот №538
    2 столовые ложки лаконичного дизайна
    5,000 – и выше
    Лот №539
    Миска с гирляндами
    70,000 – и выше
    Лот №540
    Ведро ( холодильник для вина) с гравированным декором в неорусском стиле
    90,000 – 110000
    Лот №541
    Мушечница, украшенная изображением стрекоз
    6,000 – и выше
    Лот №542
    Солонка парная "Виноградные листья"
    105,000 – и выше
    Лот №543
    Сахарница с откидной крышкой в стиле нео-классицизм
    65,000 – и выше
    Лот №544
    Бювар ( папка для бумаг) с накладкой в стиле нео-роккоко
    15,000 – и выше
    Шкатулка
    66,000 – и выше
    Портсигар с полихромными эмалями
    60,000 – и выше
    Подстаканник «Тройка»
    22,000 – 25000
    Щипчики для сахара
    2,000 – и выше
    Нож для масла, сервировочный
    1,500 – и выше
    Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!